Иранское общество на пороге больших перемен - Эксперт

БАКУ, 9 окт – 1NEWS.AZ
Иранское общество давно нуждалось в обновлении курса, и первые шаги нового президента Хасана Роухани привнесли долгожданный оптимизм в отношении завтрашнего дня, считает известный азербайджанский востоковед, профессор Гевхар Бахшалиева.
«Народ давно был уверен, что курс прежнего руководства ведет страну к экономической отсталости и политической изоляции. Первые же шаги нового президента дают большую надежду не только самим иранцам, но и всему мировому сообществу», - сказала она в интервью 1news.az.
Профессор поддержала последнюю оценку Международной кризисной группы, которая впервые за последние четыре года отметила улучшение ситуации в Иране, связывая это с действиями нового президента Хасана Роухани.
Среди событий последнего месяца, повлиявших на выводы экспертов Кризисной группы, в основном, шаги Роухани по смягчению режима международных санкций в отношении Ирана, говорится в последнем ежемесячном отчете Кризисной группы.
Так, 23 сентября Роухани встретился с главой европейской дипломатии Кэтрин Эштон. 24 сентября он принял участие в ежегодном заседании Генассамблеи ООН, где заявил, что Иран готов к переговорам по ядерному вопросу, ориентированным на результат.
27 сентября по инициативе Роухани состоялся его телефонный разговор с президентом Обамой – первый разговор напрямую двух лидеров после иранской революции 1979 года.
По словам Г.Бахшалиевой, директора Института востоковедения Национальной академии наук Азербайджана, можно говорить о том, что со сменой президента в Иране произошла долгожданная смена консерваторов на реформаторов, т.н. революция сверху.
В дополнение к оценке Кризисной группы азербайджанский эксперт ожидает значимых изменений в общественной и политической жизни внутри самого Ирана.
«Роухани – прогрессивный человек, который стремится к коренным изменениям, готов вывести страну из изоляции, - сказала она. – Резкое изменение курса страны во всех областях может вызвать негативную реакцию у религиозных лидеров. Сделать все сразу невозможно, но поэтапно будет меняться многое».
64-летний реформатор Хасан Роухани пришел к власти в Иране, победив на июньских выборах со значительным перевесом. Он назвал свою победу триумфом умеренности над экстремизмом и пообещал придать новую тональность международной политике Исламской Республики.
По словам Г.Бахшалиевой, подвижек можно ожидать и в вопросе улучшения прав женщин в Иране, и в расширении прав и возможностей многочисленных национальных меньшинств, проживающих в Иране, а также в потеплении отношения международного сообщества и соответственно смягчении экономических санкций.
«Иран – одна из значимых стран региона, которая в большой мере влияет на политическую жизнь окружающих стран, - сказала Г.Бахшалиева. - Очень удручал тот факт, что после исламской революции 1979 года Иран стал проводить политику изоляции от мирового сообщества, отдаления от современной политической жизни».
В этом отношении она приветствовала также и политику духовного лидера Исламской Республики аятоллы Али Хаменеи.
Согласно иранской системе госуправления, кандидаты в президенты утверждаются духовным лидером. Подпустив к выборам нескольких консерваторов и лишь одного технократа Роухани, он, по словам профессора, осознанно не дал голосам избирателей рассеяться между несколькими представителями реформаторов.
Таким образом, по ее словам, иранское духовенство понимало, что дальше уже некуда двигаться в том направлении, которое было избрано при предыдущем президенте Махмуде Ахмаджинеджаде, – отрицание всех и вся, разрыв всех дипломатических отношений и т.д.
«Лед тронулся, и думаю, что сближение будет продолжаться. В Иране поняли, что, идя наперекор желанию основной части населения, они лишь ведут народ в пропасть, - сказала Г.Бахшалиева. - Надеюсь, что в ближайшем времени мы все будем свидетелями коренных изменений политической, экономической и культурной жизни Ирана».
Отношения с Азербайджаном
Если Иран переключится на более прогрессивный политический курс, то и отношения с Азербайджаном, в последние годы не самые лучшие, будут также постепенно налаживаться, уверена профессор.
«Сегодня определенная консервативная часть иранского общества видит в независимом Азербайджане угрозу. Она опасается, что процветающий Азербайджан будет поощрять какие-то сепаратистские настроения в Южном Азербайджане и в Иране в целом», - сказала она.
Однако если у политического руля страны стоит человек трезвого мышления, высокого культурного уровня, сторонник прагматизма, то он понимает, что нет причин отгораживаться от своего соседа, считает эксперт.
«Азербайджанская Республика не раз заявляла, что не претендует на территорию Ирана, - сказала она.- Южный Азербайджан также заявляет, что не претендует на отделение от Ирана, желая лишь культурной автономии».
Г.Бахшалева отметила, что новый президент, каких бы прогрессивных взглядов он ни придерживался, может расширить автономные права народов, проживающих на территории Ирана, лишь в тех пределах, которые не угрожают территориальной целостности государства.
«Однако, будучи культурным человеком, он не может не понимать, что определенные послабления в этом отношении необходимы сегодняшнему Ирану", - сказала она.
Елена Остапенко, И.А.