Фархад Мамедов. О различиях в восприятии независимости Азербайджана и Армении
Современный период истории Южного Кавказа неотделим от истории региона в целом.
В ходе дискурса относительно процессов, протекающих в нашем регионе, приходится констатировать факт отсутствия внутрирегиональной интеграции и единства видения будущего развития Южного Кавказа. Регион идентифицируется исключительно в географическом понимании. Грузия, Азербайджан и Армения выбрали для себя конкретные парадигмы развития, при внимательном рассмотрении которых можно увидеть кардинальные различия в восприятии основополагающих принципов в подходах к государственности.
Восстановление независимости в странах региона проходило параллельно с процессами экономического коллапса, межгосударственных конфликтов, оккупации территорий и этническими чистками. Все три страны вышли на старт процесса государственного строительства практически в идентичных условиях. Внерегиональные силы, исторически и стратегически имеющие свои интересы в регионе, стремятся видеть регион в качестве объекта и пространства противостояния или же в орбите собственной сферы влияния. И здесь от самих стран и обществ зависит роль, которую они будут играть в регионе. Станет ли государство субъектом процесса или же объектом и безмолвным исполнителем чужой воли?
Азербайджанская Республика под руководством Общенационального лидера Гейдара Алиева и Президента Ильхама Алиева руководствовалась и продолжает руководствоваться принципом, озвученным Общенациональным лидером: "Независимость Азербайджана вечна и непоколебима!". Реализуемые экономические, энергетические, транспортные и другие проекты, политические инициативы руководства страны, усиление армии и консолидация общества служат идее реальной независимости. Президент Ильхам Алиев не раз подчеркивал, что независимость для азербайджанцев является величайшей ценностью.
Можно сказать, что независимость в нашем регионе это симбиоз реализации проектов, укрепляющих государственную независимость вкупе с возможностью всегда сказать «нет» любому проекту внерегиональных центров силы, элементы которых наносят ущерб или же являются угрозами национальным интересам Азербайджана. Примеров за последние два десятка лет можно привести десятки.
Наряду с укреплением собственной независимости, Азербайджан способствует усилению соседней Грузии - в качестве стратегического партнера, союзника, разделяющего единые для обеих стран ценности независимости и равноправного сотрудничества. Только в условиях реальной независимости государство может сформулировать национальные интересы, которые определяются естественными интересами государства. При игнорировании естественных интересов, государство обречено на постоянные конфликты как внутри общества, так и с соседями.
В Армении же процесс обстоит совершенно другим образом. Отсутствие на протяжении веков государственности, а также перманентное представление своих услуг в качестве форпоста, привило армянам отождествление независимости с простым существованием. То есть, появление и существование государства Армении - это и есть предел мечтаний и конечная цель. То, в каком состоянии на сегодня пребывает армянская государственность в политическом и экономическом смыслах, не имеет значения. Главное для Армении - существовать, пусть даже в условиях изоляции и отсутствия надежд на экономическое процветание.
Стремительное согласие Армении на вхождение в Таможенный Союз, а до этого такой же активный флирт с ЕС и другими организациями-донорами следует рассматривать в контексте попытки продолжения исключительно существования, а не укрепления и развития государственности. Историческая память армян не позволяет им сделать иной выбор, кроме как продолжать быть "чужим среди своих".
Неслучайно ни один из трех президентов Армении ни разу не выступал с лозунгами о непоколебимости государственной независимости Армении. Для армян это совершенно непонятная субстанция, приведшая к ситуации, когда от армян уже ничто не зависит, и процессы утраты суверенных прав государства являются главной темой дискуссии во внутриполитическом пространстве.
Таким образом, мы становимся свидетелями разновекторного развития стран региона. Несовместимость восприятия государственной независимости является одним из главных препятствий в контексте урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном. Продолжая оккупацию азербайджанских территорий, Армения углубляет свой отрыв от региона и у нее исчезают последние возможности для достижения реальной независимости.
Фархад Мамедов
Директор Центра стратегических исследований при Президенте Азербайджанской Республики