Украинский эксперт: «Никакого юридического механизма для признания Нагорного Карабаха независимым государством не существует»
Интервью 1news.az с доцентом кафедры истории гуманитарных факультетов Киевского национального университета им.Тараса Шевченко Олегом Купчиком.
- Как Вы прокомментируете решение президента Украины не подписывать ассоциативное соглашение с Европейским Союзом в ходе саммита ЕС, который начал свою работу сегодня в Вильнюсе?
- В первую очередь хочу отметить, что решения не подписывать ассоциативное соглашение с ЕС как такового Виктор Янукович не принимал.
Просто просьба о приостановлении процедуры подписания данного документа содержалась в обращении Кабинета министров страны к главе Украинского государства.
Свое обращение Кабмин обосновал теми негативными экономическими последствиями для Украины, которые ждут страну в качестве ответной меры со стороны России, то есть свертывание торгово-экономического сотрудничества, что приведет к десяткам миллиардов долларов убытков, сокращению рабочих мест, закрытию предприятий.
В своем телевизионном обращении в понедельник, 25 ноября, президент Украины четкого ответа на вопрос, будет или не будет подписано в Вильнюсе ассоциативное соглашение с ЕС, также не дал. Поэтому, считаю, что ответ на данный вопрос мы сможем получить только по итогам Вильнюсского саммита.
- Как Вы полагаете, что может побудить Украину все-таки отказаться от подписания ассоциативного соглашения с ЕС?
- Полагаю, что есть два основных момента, которыми правительство и президент Украины аргументируют свой возможный отказ от подписания соглашения с ЕС.
Первый – это вопрос Тимошенко. Я имею в виду разрешение на выезд за границу, в Германию, для лечения бывшего премьер-министра и лидера оппозиции. Власти отпускать ее за границу не хотят, а, возможно, просто боятся, поскольку ее активная деятельность и жесткая критика действующей власти и президента перед президентскими выборами 2015 года, пусть даже озвученная за границей, опасна.
Скорее всего, власти не смогли договориться с правительством Германии, чтобы во время лечения Тимошенко ее передвижение ограничилось территорией клиники «Шарите». Как только Тимошенко пересечет государственную границу Украины, она станет свободным человеком, поскольку законов стран ЕС не нарушала.
Правительство ФРГ также отказалось гарантировать возвращение Тимошенко на родину после окончания лечения для отбывания оставшегося срока заключения, аргументировав это тем, что в случае признания Европейским судом по правам человека Юлии Тимошенко стороной, лишенной права на справедливый суд (а отсюда и неправомерность признания ее виновной, и наказания, вынесенного в отношение нее), правительство Германии станет соучастником преступления.
Вторым препятствием является вопрос кредита от МВФ.
Как известно, в Украине сейчас сложная экономическая ситуация, для исправления которой необходимы крупные финансовые средства, которые Запад не спешит давать. Возможно, приостановление подписания ассоциативного соглашения с ЕС преследует целью сделать Запад более уступчивым в вопросе кредита.
В Украине сейчас растут цены на основные продукты потребления. И главный ответственный за ситуацию в стране - президент Владимир Янукович.
В сложившейся ситуации все больше падает рейтинг как Януковича, так и правящей Партии регионов (в частности, на востоке и юге страны), явственно прослеживается бессилие властей перед экономическим кризисом, ухудшением социального положения основной части населения страны, всплывают факты их личного обогащения.
А перед президентскими выборами 2015 года для Януковича как кандидата на президентский пост картина вырисовывается, мягко говоря, не самая благоприятная.
- Вы считаете, что после подписания соглашения с ЕС Украина получит столь необходимые кредиты?
- Предоставит ли Запад кредит после подписания ассоциативного соглашения с ЕС, не известно. Но я уверен, что начинать процедуру вступления в Таможенный союз Украина тоже не станет. Скорее всего, страна займет нейтральную позицию между ЕС и Таможенным союзом. В данном случае для властей, но не Украинского государства и народа, 60% которого, по данным по соцопросов, поддерживает вступление в ЕС, это самый лучший вариант.
Следует отметить, что здесь имеется и еще один негативный аспект – об отказе от подписания соглашения стали говорить за неделю до Вильнюсского саммита, то есть практически три года морочили голову странам ЕС, миссии Кокса-Квасьневского, которая вела с украинскими властями переговоры по вопросу Тимошенко. Это, безусловно, нанесло удар по имиджу Украины на международной арене.
Фактически действующий президент и правительство Украины продемонстрировали свою непредсказуемость, а Европейский Союз предпочитает сотрудничать с государствами, действия которых прогнозируемы.
- Что для Украины Азербайджан на Южном Кавказе? Как Вы оцениваете перспективы двустороннего сотрудничества?
- Для Украины Азербайджан – прежде всего надежный, предсказуемый партнер, четко знающий, чего хочет и что предлагает.
Хотя еще и не подписан долгосрочный договор о поставках каспийской нефти, но предпосылки для этого имеются - в ходе недавнего визита Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева в Украину были достигнуты договоренности об увеличении объемов поставок нефти. Украине следует прикладывать больше усилий в этом направлении.
- Украина подводит итоги своего председательства в ОБСЕ, одним из приоритетов которого было объявлено урегулирование т.н. «замороженных» конфликтов. Насколько украинская дипломатия смогла справиться с поставленной задачей, точнее, что помешало справиться с ней?
- Будем объективны. Украинская дипломатия не обладает действенными рычагами для решения столь сложных вопросов. Способствовать урегулированию так называемых «замороженных» конфликтов могут авторитетные в мировом масштабе государства, обладающие военной мощью.
Поэтому я считаю, что были сделаны неправильные акценты. Кстати, МИД Украины сейчас переведен на режим экономии.
- Какими Вы видите перспективы урегулирования армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта?
- В первую очередь хочу отметить, что Нагорный Карабах является неотъемлемой частью Азербайджанской Республики, что признано на международном уровне.
В силу всего вышесказанного и в соответствии с нормами и принципами международного права международно признанные границы Азербайджана не могут быть изменены.
Никакого международного юридического механизма для признания Нагорного Карабаха независимым государством или составной частью Республики Армения не существует. Примечательно, что Армения сама не признала Нагорный Карабах независимым государством и не включила его в состав республики! Очевидно, что армянская сторона все же отдает себе отчет в том, что международно-правовых механизмов для этого просто не существует.
- Азербайджан, в отличие от своих соседей по региону, придерживается курса многовекторной политики. Что Вы можете сказать об этой позиции?
- Значит, Президент страны, правительство просчитали все плюсы и минусы (как экономические, так и политические) и приняли данное решение. Это - суверенное право Азербайджана.
- Что Вы можете сказать о будущем ГУАМ с учетом несколько дифференцированного подхода стран-членов к приоритетам организации?
- ГУАМ как организация фактически не работает. Не входящие в ЕС европейские страны сейчас заинтересованы в членстве в Европейском Союзе. Более того, участники ГУАМ – Грузия и Молдова - занимают прозападную позицию.
Кстати, Азербайджан может заинтересовать пример Молдовы и Грузии: у первой есть приднестровская проблема, у второй – проблемы Абхазии и Южной Осетии. Поскольку урегулирование армяно-азербайджанского конфликта возможно, как я полагаю, лишь основываясь на нормах международного права, то о членстве в Европейском Союзе, одним из основных принципов которого является верховенство права, стоит задуматься.
Ф.Г.