ЧТЕНИЕ. «Рассечение Стоуна», или Не оперируй пациента в день смерти пациента
О чём: "Если за год у вас хватает времени только на один роман, то прочтите этот" гласит рецензия на обложке, и это правда.
Более увлекательного по сюжету и смыслу романа, в котором бы переплетались экзотика, страсть, семейные узы, понятие родины и призвание, не было, пожалуй, со времён «Шантарама». 600-страничный труд перестанет вас пугать буквально с первого же предложения – затянет и не отпустит до последней страницы. Ну и, кроме того, этот роман – о благороднейшей из профессий, профессии врача.
Мэрион и Шива – сиамские близнецы, родившиеся в условиях христианской Миссии в Эфиопии, от матери-монахини и отца-хирурга. Монахиня погибает во время родов, отец в ужасе сбегает. Близнецам не остаётся ничего другого, как в будущем самим стать врачами, продолжить дело приёмных родителей и, наконец, восстановить семейные узы с несчастным отцом.
Беззаветная любовь к женщине и готовность принять ответственность за все ошибки – свои и чужие – приводят героев к жесточайшим испытаниям, выход из которых один – жизнь или смерть. Звучит сентиментально и даже пошловато, если бы не выдержанный тон автора-рассказчика, которому удаётся вызывать сострадание и просить прощения у всех, кого когда-либо обидел или недолюбил.
Пересказывать сюжет – всё равно, что фальшиво петь арию и надеяться, что она вызовет у собеседника интерес. И дело даже не в спойлерах – ведь в данном случае очень сложно сказать, закончилась ли книга хэппи-эндом или нет. Дело в другом: автору удаётся очень выпукло показать самые противоречивые человеческие эмоции; то, из чего они произрастают и то, к чему они обязывают.
Кто автор: Абрахам Вергезе – американский физиотерапевт эфиопского происхождения, профессор Стэнфордского университета, светило современной медицины. Прошёл писательские курсы в Айове. Первые же литературные опыты увенчались успехом; его документальная проза «Моя страна: история доктора» и «Теннисный партнер: история дружбы и потери» были доброжелательно встречены критикой и опубликованы в «Нью-Йорк Таймс».
Мне тут подумалось: хорошо, что сейчас всё пишется на компьютере. А то бы редакторы его трудов долго ковырялись в рукописях доктора.
Вопросы: Любая книга интересна, прежде всего, тем, какими вопросами задаётся читатель по её прочтении, и сколько времени уходит на то, чтобы найти ответы.
Когда мне было лет десять, по телевизору крутили сериал «Гваделупа». Одна из главных героинь была на сносях, и во время родов появились осложнения, из-за чего мужу героини поставили вопрос – жизнь матери или жизнь ребёнка?
Тогда мне казалось, что единственно правильный ответ – это жизнь матери (ведь если она выживет, то сможет родить ещё, да и к тому же с нерождённым ребёнком ещё нет практически никакой эмоциональной связи). Однако, время меняет приоритеты, и спустя пятнадцать лет, когда я сама стала мамой, ответ на этот вопрос больше не кажется таким уж однозначным. О том же повествует и книга.
Другой вопрос. Насколько этично лечить и оперировать своего родственника? В реалиях нашей жизни часто не бывает другого выбора, кроме как довериться близкому человеку. Хорошо, если операция успешна. Но как жить дальше тому врачу, который совершил ошибку и потерял пациента? Или же ошибки и вовсе не было, пациент был безнадёжен, но не попытаться спасти жизнь было нельзя?
Кому не читать: убеждённым циникам от медицины; сторонникам эвтаназии; прагматикам, ни разу в жизни не посмотревшим ни одного сериала; тем, у кого в активном словаре нет слова «милосердие».
Цитаты: «Не оперируй пациента в день смерти пациента».
«Что надо проделать с органами слуха в качестве первой помощи при шоке? – Вложить в них слова поддержки».
«Доверие возникает только из подлинной любви».
Фидан Агаева