В Театре оперы и балета показали балет «Раст» Ниязи - ФОТО
БАКУ, 15 фев – 1NEWS.AZ
В Азербайджанском государственном театре оперы и балета в интерпретации группы титулованных мастеров искусства - народного артиста Азербайджана, профессора, дирижера Ялчина Адигезалова, народной артистки, балетмейстера Тамиллы Ширалиевой и народного художника Рафиса Исмайлова показали балет «Раст» на музыку одноименного симфонического мугама Ниязи.
Трудоемкое это дело – поставить новый балетный, а значит - синтетический спектакль, в котором самостоятельные и многообразные по форме произведения разных жанров должны войти в плоть друг друга и составить единое эстетически художественное полотно. Тем более, поставить спектакль на музыку, не предназначенную для хореографического театра, хотя такая практика давно уже никого не смущает.
Более века назад в балетный театр на смену чисто танцевальным сценам под «дансантную» музыку («данс» - в переводе с французского – «танец») и наивным сюжетам пришли самостоятельные симфонические произведения известных композиторов с напряженным содержанием и идеями, с полнокровными, способными на поступки героями. Такие, как шедевры Ф.Шопена, «Шехерезада» А.Римского-Корсакова, «Лебедь» К.Сен-Санса, программные симфонии, симфонические картины и сюиты, к которым мало-помалу присоединялись полные драматизма современные самостоятельные партитуры со своими и эмоциями.
Не стал исключением и балетный театр Азербайджана. Раздвигая рамки репертуара, в дополнение к мировым шедеврам и национальным балетам
бакинский театр один за другим ставил балет «Барышня и хулиган» на музыку Д.Шостаковича, в которой не каждый узнает партитуру, написанную для… кинофильма на сюжет В.Маяковского; экспрессивную «Классическую симфонию» С.Прокофьева, «Шопениану», ту же «Шехерезаду», «Арлезианку» Жоржа Бизе с героями Проспера Мериме и даже «Дюймовочку» под музыку И.Штрауса…
В свое время гордостью и украшением нашей сцены стали балеты «Шур» на музыку мугама Фикрета Амирова, «Белые и черные» - авангардные этюды под «Двенадцать фортепианных прелюдий» Хайяма Мирзазаде, «Любовь и смерть» на сочинения разных лет Полада Бюльбюльоглу. Ныне - активно посещаемы публикой «Дон Кихот» на музыку «Симфонических гравюр» Кара Караева к одноименному кинофильму Г.Козинцева, одноактное повествование «Лейли и Меджнун» на его же проникновенную и высоко оцененную в обществе одноименную симфоническую поэму и многие другие спектакли.
А теперь вот и «Раст» Ниязи – как яркое эмоциональное потрясение и реакция на отважные, облагораживающие поступки наших далеких предков, их благородство и жертвенность, позволяющие и сегодня ощутить счастье победы над противником и над собой…
Написанный в жанре симфонического мугама «Раст» - одно из самых ярких полотен, где маэстро виртуозно объединил идущие из глубины веков импульсы уникального национального мелоса и эмоциональные всплески нынешних ритмов. Объединил так, что исторические истоки полотна способны всколыхнуть самые сокровенные патриотические чувства у современников и – более всего – гордость за культуру предков, каковую мы наследуем.
Да не обидится на меня Ялчин Адигезалов – ему даже при серьезной ответственности за «балетную интерпретацию» приходится, по-моему, легче и даже комфортнее, чем остальным соавторам постановки.
Часто исполняя зажигательный «Раст» вместе с коллегами из разных оркестров, Ялчин с огромным пиететом перед Ниязи отдается этой музыке. А тут, дирижируя наизусть, не заглядывая в ноты, он получает особое творческое и эстетическое наслаждение еще и потому, что воспринимает музыкальные образы обогащенными руладами народных голосов в исполнении талантливых ханенде, в единстве с декорациями, озаряемыми световой партитурой.
Народный художник Азербайджана Рафис Исмайлов, выпускник российского ВГИКа, прошедший стажировку в мастерских Большого театра России, в годы работы на родине приобрел огромный опыт оформления спектаклей на исторические темы. На сей раз под впечатлением музыки он воссоздает зрительный ряд времени с помощью декораций и соответствующих эпохе костюмов, логично ориентируя участников и зрителей на атмосферу происходящих событий и даже на художественные характеристики персонажей.
Сложнее всего пришлось балетмейстеру Тамилле Ширалиевой. Для нее «Раст» - не просто пересказ языком танца дошедшей до нас древней легенды, по-своему рассказывающий о вечных ценностях. Тем более не умозрительно изложенный на бумаге некий именуемый словом либретто текст о том, в частности, как в доисторические времена в наших краях воинствующие племена разрешали междоусобные конфликты и какую однажды победу над насильниками одержали доведенные до отчаяния и гнева женщины, ставшие воительницами-амазонками.
Лишь не искушенным может показаться, что балет из спектакля в спектакль обходится известным набором повторяющихся «коронных» движений и восхищающими зрителей их комбинациями. На самом деле только самые разнообразные «фразы» и выразительные средства способны вдохновлять исполнителей на убедительный и эмоциональный рассказ всякий раз нового, непременно глубокого по смыслу, волнующего сюжета, чтобы произвести достойное впечатление. И остаться в памяти навсегда как встреча с феноменальным для гражданина событием.
Не потому ли хореограф, которому доверено ставить балет и который решается на этот ответственный шаг, – непременно лидер, человек с богатейшим воображением, эрудированный профессионал. Личность, море фантазии, вкус и тонкая лиричная, неравнодушная душа которого увлекают труппу на поиск внутренних ощущений, чтобы с воодушевлением, всякий раз абсолютно по-разному исполнять проникновенные лирические адажио и другие дуэтные сцены, изысканные и виртуозные вариации, а также практически традиционно бравурные массовые сцены. Но – будем объективны – как правило, на все это чаще всего балетмейстера вдохновляет ее величество музыка! В данном случае – блестящий всплеск эмоций Ниязи и берущий начало в доисторические времена азербайджанский мугам, который, повторюсь, в данном случае органично включен постановщиками в симфоническую и хореографическую партитуру в исполнении традиционного национального трио.
Талантливая балерина, многоопытный педагог и репетитор, народная артистка Азербайджана Тамилла Ширалиева и не помышляла о карьере хореографа, когда с блеском долгие годы «вела» все входившие в репертуар театра спектакли, но время, как говорится, заставило. В годы кризиса ей не раз приходилось «выручать» театр, и, широко образованный человек с развитым воображением, мыслящий, духовно богатый мастер, она давно уже предстает перед нами опытным постановщиком, за плечами которого ни один полнометражный спектакль.
Ныне – новая постановка. Серьезное полотно на историческую тему, в котором на нет сведено присутствие пантомимы и все «задачи» решаются с помощью осмысленных лично ею танцевальных сцен, одухотворенных талантом исполнителей. Новый спектакль, где, по законам жанра, за каждым персонажем - характер, логика поведения, непременно вызывающие соответствующую случаю благодарную реакцию зала. Такое только на первый взгляд может восприниматься легко воспроизводимым, а в принципе непременно осмыслено хореографом и внутренне прожито актерами, становясь содержанием и нервом балета, эмоциями и характерами персонажей. Становясь пришедшими на хореографическую сцену мыслью, философией бытия, житейской мудростью, историческим прецедентом и уроком-наукой… навсегда.
Обычно не рассказывая сюжет спектакля и считая, что интрига информации сама приведет зрителей в театр, здесь отмечу, что в балете «Раст» две героини и многое построено на контрасте. Деревенской девушке Томрис (ее роль исполняют народная артистка Камилла Гусейнова или заслуженная артистка Римма Искендерова) противостоит соперница Бану (заслуженная артистка Елена Скоморощенко или Эльмира Микаилова), во многом из-за ревности которой в разгар свадьбы Томрис от руки шаха (заслуженный артист Ислам Исламов или Анар Микаилов) гибнет ее жених, воин патрульного отряда Атр (народный артист Гюльагаси Мирзоев).
Осознав цену своего предательства, Бану становится соратницей Томрис и вдохновляет ее на борьбу с ненавистным шахом. Вместе с соплеменницами они в нелегких схватках добиваются победы.
Добавить можно разве то, что все это эмоционально показано с помощью протяженных сцен балерин со множеством сложнейших поддержек партнеров, отлично отрепетированных экспансивных мужских партий солистов и сцен с участием кордебалета, а значит звучит как приглашение на последующие за премьерой представления. На спектакль, впечатляющий и радующий эстетикой нравственного духа, умением, без злобы рассказывать правду о национальном характере, исповедующем справедливость.
Галина МИКЕЛАДЗЕ