Эльмира Ахундова: Все эти годы меня вела и охраняла какая-то неведомая сила свыше
Беседа с автором шеститомного романа-исследования «Гейдар Алиев. Личность и эпоха», заслуженным журналистом страны, депутатом Милли Меджлиса Эльмирой Ахундовой
- Эльмира ханум, мы поздравляем Вас с заслуженной и высокой наградой – Государственной премией за Ваш поистине титанический труд – работу над книгой «Гейдар Алиев. Личность и эпоха». Некоторое время назад, рассказывая о своей работе над ней, Вы сказали, что будете работать над этой книгой всю жизнь. В своей речи на церемонии вручения Государственной премии Вы также отметили, что посвятите всю свою жизнь художественному воплощению бессмертного образа Гейдара Алиевича Алиева. Но ведь фактически работа над эпопеей о жизни общенационального лидера началась еще раньше, в Вашей книге «Мгновения истины». Можно ли рассматривать Вашу публицистику в период с 1993 по 2003 годы как некий «пролог» изданного шеститомника?
- Спасибо за поздравление. Особенно приятно принимать поздравления от коллег-журналистов, тем более работающих на интернет-сайте 1news.az, с которым я давно и плодотворно сотрудничаю. Спасибо всем, кто меня поздравил в эти дни, кто радовался вместе со мной. Событие для меня действительно очень значимое, и я благодарна господину президенту за оказанное мне высокое доверие. Конечно, мой поклон членам Комиссии по присуждению государственных премий во главе с ее председателем Артуром Расизаде. Особая благодарность вице-премьеру Эльчину Эфендиеву, моему большому другу, который первым позвонил мне несколько месяцев назад и буквально подвиг на то, чтобы я подала эту книгу на соискание Государственной премии, а затем постоянно держал руку «на пульсе».
А над книгой этой (вернее, книгами, потому что в многотомнике целых семь книг) я действительно буду работать всю жизнь, потому что ведь надо осуществить ряд изданий за рубежом, поэтому я буду готовить 3-томник для «ближнего» и 2-томник для «дальнего» зарубежья. Поcле этого надо подготовить второе, дополненное издание, потому что появилось много новых интересных материалов. Впереди также работа над двумя томами приложения, куда войдут лучшие интервью, которые я брала на протяжении 10 лет. Наконец, есть планы написать книгу «Алиев – в кадре и за кадром переговоров». Словом, работы хватит еще лет на десять, если здоровье не подведет.
Что касается вопроса о «прологе», то вы абсолютно правы: к этому произведению я шла с начала 1990-х годов. Это мои статьи, очерки, беседы и интервью с общенациональным лидером, это и моя с Исой Наджафовым книга – политический триллер «Убийство полиграфиста», это политический детектив «Стеклянный дворец», книги избранной публицистики», «Это – мы», «Время жить», «Мгновения истины». Взялась я за биографический роман о Г.Алиеве и его эпохе только тогда, когда почувствовала себя внутренне готовой к этому большому и ответственному труду.
- Эльмира ханум, известный казахский писатель Олжас Сулейменов, написавший предисловие и послесловие к многотомнику, назвал Вашу книгу «романом-исследованием». Вам выпала честь работать с Гейдаром Алиевичем, общаться с ним. Он, по Вашему признанию, и явился главным вдохновителем на написание этого многотомника, фактически дав Вам «карт-бланш». Но хотелось бы знать, какие еще, новые для Вас грани личности Гейдара Алиевича Вы открыли для себя и для читателей, работая над книгой? Какие из фактов его биографии поразили Вас больше всего?
- Открытий было столько, что всего не перечислишь. Наверное, стоит почитать роман, чтобы это понять. Мне удалось уточнить некоторые факты биографии Гейдара Алиева, ответить на многие, даже острые и неудобные вопросы, поставить многие точки над «и». Например, чем конкретно занимался Гейдар Алиевич во время войны, чем окончилась его знаменитая эпопея борьбы с коррупцией, в чем конкретно состояла суть его конфликта с бывшим генеральным прокурором Гамбоем Мамедовым, какие должности предложил Гейдару Алиеву Юрий Андропов, приглашая на работу в Москву, как и какими изощренными методами «выдавливали» Алиева из Политбюро и пр.
Что поразило?.. Наверное, то, как ужасно тяжело он переживал кончину супруги. Такой сильный человек, как Гейдар Алиев, плакал навзрыд словно ребенок, буквально кричал от боли и отчаяния. Он всегда умел контролировать свои эмоции, а тут не смог. Удивительная сила любви! И ведь с ее кончиной он не смирился до конца жизни, остался верен ее памяти до могилы. Считаю, что история их любви достойна воплощения на экране в виде большого художественного полотна.
- В научной и литературной истории Азербайджана до сих пор не было произведения подобной модели и объема. Фактически Вы стали автором не только монументального труда, но и создателем нового жанра в азербайджанской литературе – «документально-биографического романа». Вам удалось осуществить труд, который, по словам вице-президента Национальной Академии наук Азербайджана Исы Габибейли, по силам лишь целому научно-исследовательскому институту. Как Вы сами объясняете этот феномен? Возможно ли, что работа над жизнеописанием личности, обладавшей такой невероятной по силе энергетикой, каким-то образом «подпитывала» Вас?
- Вы знаете, я тоже часто об этом думаю. Перечитывая второй и особенно третий тома, где буквально море фактографического материала, перелистывая четвертый том, где чуть ли не по дням описана хронология деятельности Гейдара Алиева советского периода, просматривая последние тома, я порой спрашиваю себя: неужели я это написала? Когда и как я успела это сделать? Конечно, напряженный труд днем и ночью, конечно, помощь людей, которые помогали мне расшифровывать бесконечные кассеты с интервью, находили редкие документы и фотографии, конечно, помощь и понимание близких, ограждавших меня от бытовых хлопот. Но вы абсолютно правы – меня как будто все эти годы вела и охраняла какая-то неведомая сила свыше, дарила мне энергию, вдохновляла на «подвиги». Я вообще настолько вжилась с эту работу и «сроднилась» со своим любимым героем, что часто вела с ним внутренний диалог. И мне кажется, что он давал мне правильные советы. А вообще я до сих пор остро переживаю уход Гейдара Алиевича, мне, как и другим творческим людям – писателям, художникам, композиторам, которые его близко знали и который был для них незаменимым другом и советчиком, его очень недостает. Allah rəhmət eləsin!
- Вы говорили, что несколько издательств в Украине, России, Кыргызстане, Узбекистане с нетерпением ждут завершения работы. В какой из этих стран и когда в первую очередь будет издана Ваша книга?
- Она уже издана в Таджикистане. Кстати, я даже об этом сначала не знала, причем, ее перевели самые известные литераторы и переводчики этой страны и издали в семи томах. И говорят, что книга пользуется там большим спросом, несмотря на большой объем. Однако я решила сейчас поработать над сокращенным вариантом и сделать 3 тома для зарубежья. По всей видимости, этот трехтомник будет первым издан в Москве, уже сейчас ведутся переговоры с издательствами. А затем мне бы хотелось издать эту книгу в Украине, на родине моей матери. Тем более что политический триллер «Убийство полиграфиста» на украинском языке уже издан. Пользуясь случаем, хочу обратиться к нашим посольствам и к тем, кто захочет издать это произведение за рубежом: не делайте этого без ведома автора, есть ведь авторские права, поэтому следует сначала согласовать все вопросы со мной. Хотя за инициативу издания, конечно, большое спасибо.
- Как Вы считаете, может ли Ваш шеститомник стать основой для киносценария фильма о Гейдаре Алиеве? Хотелось бы Вам, чтобы это произошло?
- В принципе, он уже стал основой. Мы с известным кинодраматургом Рамизом Фаталиевым написали сценарий по первым двум книгам моего шеститомника о молодых годах Гейдара Алиева. Часть съемочного процесса была даже проведена, однако по непонятным для нас обстоятельствам работа приостановлена из-за отсутствия финансирования. Хотелось бы, чтобы эта работа была продолжена, потому что, судя по отснятому материалу, фильм получился бы очень высокого уровня.
- Как изменила Вас работа над шеститомником «Гейдар Алиев. Личность и эпоха»?
- Наверное, она многое дала мне как в творческом, так и в чисто человеческом плане. Я стараюсь многому научиться у своего героя, например, его колоссальному терпению, выдержке, вниманию к простому человеку, смелости, умению прогнозировать ситуацию и делать верные выводы. Конечно, у меня это не всегда получается, ведь для того чтобы обладать всеми этими качествами, надо быть гением. Таким, каким был мой герой.
- Заключительные две книги многотомника «Личность и эпоха» - это роман о независимости Азербайджана. О каком периоде истории Азербайджана будут будущие тома книги?
- Они будут охватывать все периоды жизни и деятельности Гейдара Алиева, но в основном период первых десяти лет независимости с 1993 по 2003 гг. Ведь судьба подарила мне редкий шанс часто находиться рядом с этим великим человеком, в непосредственной близости наблюдать за стилем и методами его работы, общения с выдающимися политиками-современниками. Мы беседовали с ним, делились впечатлениями от поездок, от визитов в разные страны, видели, с каким пиететом и уважением принимали его самые сильные мира сего. Многое сохранилось в памяти или отложилось в журналистских блокнотах. Так что моя миссия заключается в том, чтобы все это перенести на бумагу и издать в назидание будущим поколениям, думающим «с кого бы делать жизнь свою».
Интервью: Натали Александрова