Сложности, с которыми сталкиваются инвалиды в Баку, глазами великого Ицхака Перлмана
Весной в Баку приезжал легендарный скрипач Ицхак Перлман.
Обладатель ни много ни мало 16 Grammy, в том числе и за музыку к оскароносному фильму "Список Шиндлера".
Перлман дал концерт в Центре Гейдара Алиева, покорив публику не только великолепным исполнением, но и веселым, жизнерадостным характером.
Наш город очень понравился американскому музыканту и он не пожалел восторженных слов, чтобы описать свои впечатления от столицы Азербайджана. Но в заключение нашей беседы он все-таки не сдержался и добавил: "Только, к сожалению, таким как я, гулять по Баку очень сложно..."
Дело в том, что 68-летний Перлман, из-за перенесенного в детстве полиомиелита, вынужден передвигаться на электрической коляске. И концертирует тоже сидя.
"...Увы, - сказал Ицхак Перлман, - я не увидел в городе пандусов (по-американски они называются curb cut, - В.С.), которые позволили бы людям на креслах-колясках, передвигаться. Я лично не мог бы прогуляться по Баку. Проеду квартал - и всё. Стоп!
Строя подобные пандусы, вы позволите людям с инвалидностью оставаться частью общества. Иначе они просто изолированы."
Мудрый скрипач за считанные часы пребывания в Баку заметил то, что многие годы почему-то не замечают отвечающие за городское строительство, за реконструкцию улиц, за сооружение парков...
Каждый раз, бывая в каком-нибудь крупном иностранном аэропорту, с удивлением встречаю я большое число инвалидов-колясочников, которые достаточно активно двигаются наравне с "пешеходами", ничуть не чувствуя себя ущемленными. То есть там эти люди путешествуют, наслаждаются жизнью в полной мере.
А у нас?
Когда в последний раз вы видели на улице инвалида в коляске? Вспомните?
Я лично почти не видел. И, увы, это не означает, что у нас этих людей нет.
Просто для таких людей каждый метр прогулки по нашему прогрессивному городу становится мучением.
Приспособлен ли общественный транспорт для них? Автобусы? Нет. Метро? Нет. Приспособлены только "лондонские" такси, что недешево по определению. Приспособлены ли улицы? Приспособлены ли парки? Увы, увы, и еще раз, увы. Что вообще приспособлено?
Лишь исключительные некоторые строения, такие как Центр Гейдара Алиева. В остальном приходится признать, что наш город - не для инвалидов. Пандусы, выстроенные в подземных переходах, - чистейшей воды формализм. Съехать и тем более подняться по ним инвалиду без помощи двух-трех дюжих помощников практически невозможно. Высоченные бордюры, загроможденные тротуары ситуацию усугубляют еще больше (читайте об этом здесь).
Во многих странах права людей с инвалидностью оговариваются на законодательном уровне. Например, в 1992 году Австралийским парламентом был принят "Акт о дискриминации инвалидов" (Disability Discrimination Act). Речь там идет о дискриминации в самых разных аспектах. Были приняты сходные документы и в других странах.
Возможно, нам стоит взять пример с Австралии?
А если нам безразличны проблемы отечественных инвалидов, может, мысль о том, что инвалиды-туристы в мире - это не такая уж малая доля, сдвинет с места тягостное положение вещей? Может, хотя бы ради богатых иностранцев стоит напрячься и задуматься?
"Я очень надеюсь, - сказал мне Ицхак Перлман на прощанье, - что когда в следующий раз я приеду в Баку, эта ситуация будет выправлена".
Если исправление ситуации будет условием нового визита знаменитого музыканта в Баку, то, боюсь, что мы не скоро услышим его чарующую музыку.
И другое меня волнует: возможно, где-то среди нас есть такие же великие музыканты. Но они не могут выйти из дома.
Вячеслав Сапунов