Урхан Сеидов. Оружие массового поражения ХХI века
«Я не знаю, каким оружием будет вестись Третья мировая война, но в Четвёртой будут использоваться палки и камни».
Из письма А.Эйнштейна президенту США Гарри Трумэну, 1945 г.
Видимо, печальный опыт использования атомной бомбы в Хиросиме и Нагасаки, и противостояние двух ядерных держав - США и СССР - в холодной войне оставили неизгладимый отпечаток на мировоззрении великого физика. Очевидно, что под оружием Третьей мировой войны А.Эйнштейн подразумевал именно ядерное, когда написал Гарри Трумэну, 33-му президенту США, то, что мы читаем в эпиграфе.
Правда, если Эйнштейн при этом имел в виду ядерную войну, то о последующих палках и камнях можно уже не упоминать. Воевать было бы просто некому - все живое полностью исчезло бы с лица Земли.
Будучи гением, Эйнштейн понимал, что человечество может изобрести оружие намного более мощное и страшное. Только не знал, каким оно будет. Зато осознавал, что его применение тоже приведет к краху цивилизации, и был прав относительно того, что это оружие будет иметь те же 6 поражающих факторов, схожих по эффекту с воздействием ядерного:
1. Световое излучение
2. Ударная волна
3. Проникающая радиация
4. Электромагнитный импульс
5. Радиоактивное заражение местности
6. Психологическое воздействие на человека
Итак, мы знаем, что при взрыве ударная волна молниеносно распространяется на огромный радиус, принося гибель либо постепенное заражение всего живого, провоцируя мутации и последующее разложение человеческого организма. Взрыв ядерной бомбы создает электромагнитный импульс, вызывающий психологические расстройства, и подвергает световому излучению, которое может привести к потере зрения и помутнению сознания.
Что-то очень знакомое, не так ли?..
Не кажется ли вам, что именно такое воздействие оказывают на человека средства массовой информации (включая социальные сети)? Их классификация очень схожа с классификацией ядерных боеприпасов. Так, в арсенале имеются:
- сверхмалые (менее одного килотонна) – комментарии;
- малые¬ (1-10 кт) ¬– блоги;
- средние (10-100 кт) – НПО (Amnesty International, Freedom House, Human Rights Watch и т.п.);
- крупные (100 кт-1 Мт) – международные СМИ (CNN, Al Jazeera, BBC и т.д.);
- сверхкрупные (свыше 1 Мт) – социальные сети (Facebook, Twitter, Reddit).
В основе этого оружия лежат неуправляемая цепная реакция деления (share) и реакции синтеза (make it public).
По негативному влиянию этого оружия проведено много исследований, а работ написано и того больше, однако его применение не запрещено ни одной конвенцией. Напротив - его разработка и обогащение в мирных целях обязательны, а малейшее уклонение от этого глобального процесса (кстати, пагубного для окружающей среды, в особенности в странах с «повышенной сейсмичностью», т.е. с переходным режимом), вызывает резкую критику со стороны мировой общественности.
Ежегодно составляется рейтинг уровня свободы слова в странах мира. Именно эти манящие цифры и проценты приглашают (если не заставляют) стать частью процесса глобализации, то бишь мировой деградации и разложения человеческого разума. А скорость, с которой все это происходит, не оставляет экспертам времени проанализировать события и дать им хотя бы первоначальную оценку. Их попросту отбрасывают; теперь решения принимаются интуитивно, на уровне массовых инстинктов. Проще говоря, бой ведется палками и камнями, о которых говорил Эйнштейн, имея в виду деградацию человечества из-за его технического прогресса. Ведь интернет был создан как следствие изобретения ядерной бомбы. В далеком 1969 году министерство обороны США на случай войны решило обзавестись надежной передачей информации. Так был создан ARPANET - для более безопасной и устойчивой связи, способной выдерживать воздействие ядерного взрыва.
А теперь вспомним случаи, когда интернет был использован как оружие. Вспомним «арабскую весну», революционное движение которой было скоординирована посредством сетей Facebook и Twitter, а разъяренная толпа в это время, в полном соответствии с классикой, дралась палками и бросалась камнями. То же происходило в Украине, Грузии, Киргизии…
Интернет, а в частности, социальные сети сделали мир настолько маленьким, что сегодня теория шести рукопожатий сведена к четырем с половиной. Сегодня голос одного через три минуты могут услышать миллионы. Одна новость может за час изменить целый мир. И если еще вчера мир могло взбудоражить событие, сопоставимое лишь с ядерным взрывом, то сегодня взмаха крыла бабочки будет достаточно, чтобы обеспечить психологическое цунами.
Именно поэтому государства тратят миллионы долларов на поддержку национальной безопасности, СМИ, НПО, на формирование общественного мнения, на создание новых онлайн-платформ, объединяющих «под одной крышей» миллионы пользователей с общими интересами. В ход идет все: блоги, хештэги, комментарии, социальные статусы, видео, фотографии, статьи и репортажи. Они и создают эффект ядерной бомбы. Ведь если в материальном мире все начинается с атома, то в мире виртуальном, духовном – «В начале было Слово».
И вот тут возникает главный вопрос современности – если человечество осознало, что для сохранения нашего хрупкого мира должно быть запрещено применение ядерного оружия, то почему нет таких же механизмов, сдерживающих распространение информации, имеющей тот же (если не больший) эффект?
Ответа пока нет, хотя вопрос этот сегодня бурно обсуждается мировой общественностью, стоит на повестке дня в Совете Европы и на 27-й сессии собрания Комитета по правам человека в Женеве. А нам остается лишь надеяться, что будет найдена золотая середина между принципом соблюдения прав человека и механизмом, регулирующим свободу слова. В конце концов, как писал Спиноза, «свобода есть осознанная необходимость». И слово «осознанная» является здесь ключевым.
А если не осознаем? В таком случае, палок и камней нам хватит надолго…
Урхан Сеидов
Статья отражает точку зрения автора