Геополитическая ситуация на Ближнем Востоке: сталкивающиеся интересы и угрозы – Newtimes.az

Информационно-аналитический портал Newtimes.az опубликовал статью «Геополитическая ситуация на Ближнем Востоке: сталкивающиеся интересы и угрозы».
Предлагаем вниманию читателей данный материал без изменений:
«В течение вот уже нескольких лет в мировой геополитике серьезное место занимает ближневосточный фактор. Процесс под названием «арабская весна» породил множество проблем. Начиная с этого периода, по поводу судьбы данного региона даются разные прогнозы. Дело еще и в том, что суть процесса, называемого «арабская весна», не совсем ясна. На его фоне террор, соперничество за лидерство, религиозное мазхабство и другие факторы поднялись на новый уровень. В настоящее время Ближний Восток в огне. ИГИЛ настолько расширил свою деятельность, что предотвратить ее очень сложно. Вместе с тем соперничество между рядом государств региона вступило в еще более острую фазу. Трудно прогнозировать, куда приведет вся эта сложившаяся ситуация данный регион.
Сложный регион: угрозы для Ближнего Востока
За период с 2011-2014 гг. страны, на которых подействовала «арабская весна», понесли убытки в объеме 800 млрд. долларов США. Признаться, это – достаточно крупная цифра. Причем она отражает только финансовую сторону указанного процесса. Но еще более беспокоят геополитические, культурные, социально-психологические последствия «арабской весны». Так, заставляет задуматься сложная, полная рисков ситуация, сложившаяся на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Определить динамику геополитических процессов на Ближнем Востоке сложно. Процессы здесь настолько взаимосвязаны, что прогнозировать их трудно. Политические раздоры, упадок государственности, размах террора, религиозного радикализма, экономическая деградация и т.д. спровоцировали в регионе крайне неопределенную картину.
При этом следует отметить действия на Ближнем Востоке и внешних сил, так как этот фактор имеет достаточно сильное влияние. Специалисты постоянно напоминают о том, что события здесь развиваются в основном по сценарию крупных геополитических сил. Именно это указывается в качестве основной причины нестабильности в регионе. Подтверждением этой мысли являются Сирия, Ирак, Египет, Ливия, Ливан и т.д.
Ирак уже давно превратился в арену террора, политического противостояния, религиозного мазхабства, борьбы за энергоисточники. Ситуация в этой стране сейчас еще более осложнилась. Кроме противоречий между суннитскими и шиитскими группировками, раздоров между центральной властью и курдской автономией, угрозу для территориальной целостности создает и террористическая организация ИГИЛ.
Она уже стала проблемой мирового масштаба. Эта организация захватывает все новые и новые территории в Ираке. Несколько дней назад ИГИЛ оккупировал очередной город. Примечательно, что эту организацию не может даже остановить и международная коалиция из многих государств. Основываясь на этом, ряд экспертов считают, что ИГИЛ является планом какой-то крупной державы.
Подобная постановка вопроса свидетельствует о том, что на Ближнем Востоке идут еще более масштабные и страшные процессы, чем предполагалось, поскольку сохраняется вероятность выхода террора за пределы указанного региона и распространения его на другие территории. Поступает информация о том, что он может добраться и до Дальнего Востока. Вместе с тем, если на Ближнем Востоке сохраняется широкомасштабный террор, то это означает, что серьезные проблемы в обеспечении стабильности в этом регионе остаются.
В этом плане не только Ирак является источником угрозы. Сирия превратилась в достаточно щепетильное пространство. Так, организация ИГИЛ достаточно активна и здесь. Данная террористическая организация не только сохраняет свой авторитет в Сирии, но продолжает угрожать и другим странам региона. Очевидно, что ИГИЛ можно рассматривать в качестве одного из факторов, обусловливающих геополитическую картину Ближнего Востока.
Отмечая это, специалисты намекают на наличие серьезной угрозы для региона. В этих рамках можно выдвигать мнения о возможных сценариях хода здесь геополитических процессов.
Соперничество и стабильность: расхождение двух факторов
В этом контексте интерес представляют израильско-палестинские отношения. После последних кровавых столкновений между сторонами напряженность несколько спала. Но это считается обманчивым, так как ожидается, что некоторые радикальные религиозные группировки предпримут жесткие шаги против Израиля.
Так, вмешательство официального Тель-Авива в святые для мусульман места вызвало жесткую реакцию. Этот процесс на фоне геополитической борьбы крупных держав Ближнего Востока за геополитическое влияние обретает особый смысл.
Дело в том, что в настоящее время борьба между Саудовской Аравией, Катаром, Объединенными Арабскими Эмиратами, Ираном и Турцией поднялась на новый уровень. Более всего при этом говорится об остром соперничестве между Эр-Риядом и Тегераном. Ряд экспертов даже связывают вопрос ИГИЛ с фактором Саудовской Аравии.
Сложно сказать что-либо об истинности или неистинности сказанного, но нельзя исключить тот факт, что такие мысли могут обострить суннитско-шиитское противостояние. Вместе с тем угрозу представляет и присутствие в борьбе государств региона за сферу влияния мазхабского фактора.
В рамках указанных условий можно прогнозировать, что в сценариях развития процессов на Ближнем Востоке будет иметь место неопределенность. Этот регион в целом превращается в место, полное серьезных рисков.
Особо следует отметить роль, которую здесь играют крупные мировые державы. США, ЕС, Россия и Китай действуют в соответствии со своими интересами. Если для Пекина приоритетом являются экономические, энергетические и культурные факторы, то Вашингтон и Брюссель стремятся полностью взять в свои руки контроль над политической, энергетической сферой и сферой безопасности. До недавнего времени Россия была активна в определенной части указанного региона. Но с началом серьезных санкций Запада в отношении России из-за украинского вопроса Москва на Ближнем Востоке отошла несколько на задний план. Кремль более всего озабочен сейчас вопросами предотвращения упадка экономики, который начал уже давать о себе знать.
Это не значит, что Россия не будет пытаться сохранять свое влияние на Ближнем Востоке. Считаем, что в любом случае Москва будет стараться так или иначе демонстрировать свое присутствие в этом регионе. Другое дело, чего она этим добьется.
Трудно сказать, что Евросоюз, в отличие от России, в ближневосточной политике будет предпринимать что-либо серьезное помимо воли Америки. В особенности, в нынешней сложной геополитической ситуации Брюссель не будет рисковать в этом направлении. Возможно, что по ряду локальных проблем ЕС продемонстрирует независимую позицию.
Отметим, что и в Северной Африке борьба внешних сил является основным элементом геополитической картины. Соперничество здесь между США, Францией и Китаем наиболее острое. Но это происходит на фоне дальнейшего усиления террора в регионе. Протекающие здесь процессы не менее напряженны, чем на Ближнем Востоке. Специалисты прогнозируют события, происходящие в Северной Африке, во взаимосвязи с ближневосточными.
Все это говорит о том, что сценарии развития геополитической картины в обоих регионах включают в себя несколько опасных моментов. Прежде всего, следует отметить сложность вопроса обеспечения в регионе стабильности и устойчивого развития. Можно прогнозировать, что риски, которые могут вести к неопределенности и раздорам, некоторое время сохранятся.
На фоне сказанного можно говорить о существовании угрозы для государственности стран региона. Эксперты пишут о возможности изменения границ некоторых стран региона. В этом ряду упоминаются такие страны, как Ирак, Сирия, Саудовская Аравия, которые, по прогнозам, могут распасться на несколько мелких территорий. В целом же, если реализация таких сценариев на Ближнем Востоке возможна, то вероятность того, что в ближайшей перспективе геополитическая картина здесь прояснится, минимальна.
Наконец, серьезной проблемой для Ближнего Востока остается нежелание крупных держав отказаться от планов по защите своих интересов в этом регионе. Это свидетельствует о том, что неопределенность и угрозы будут иметь важное место в дальнейшей судьбе региона. А это само по себе означает, что Ближний Восток еще долго будет оставаться регионом геополитических спекуляций».
Newtimes.az