О новом «тренде» армянской внешней политики
В своих предыдущих записках я уже писал об определенных признаках, свидетельствующих о том, что Ереван может попытаться вернуться во взаимоотношениях с Западом к статусу, имевшему место до 3 сентября 2013 года.
Помимо ряда двусмысленных заявлений со стороны официальных лиц, например, комментария армянского премьера Овика Абрамяна о том, что армянская экономика не особо выигрывает от подключения к евразийским интеграционным процесам, а также иных признаков, описанных ранее, есть и иные вещи, за которыми нам следовало бы сейчас пристальнее следить.
Совсем недавно ряд связанных с Ереваном западных лоббистов и экспертов начал продвигать на европейских платформах идею о том, что Армению надо «спасать от оков Москвы, а Азербайджан принуждать к миру, потому что тот - основной клиент-покупатель российских вооружений на Южном Кавказе».
Когда я услышал это впервые на одном из мероприятий, мне показалось, что я ослышался. Услышав это на другом мероприятии, я решил, что говорящий – несерьезный человек. Когда же я услышал это в третий раз, то понял, что это какая-то новая инициатива, свидетельствующая о некоторых раздумьях в коридорах армянской власти, признаки которых я уже описывал в предыдущем материале.
По правде говоря, даже думать не хочется о том, кто является автором сей идеи, но видно уже сейчас, что пока конфликт на востоке Украины продолжается, весьма вероятно, что армянская сторона, учитывая положение, в котором на данный момент находится Ереван, может приступить к популяризации данной мысли на Западе. По этой причине хочется сделать ряд замечаний.
Во-первых, Азербайджан сегодня вооружается для того, чтобы восстановить свою территориальную целостность. То есть пытается сделать именно то, что Киев при помощи Запада пытается сделать в Украине. Территориальная целостность Азербайджана сегодня признана всеми странами мира. «Нагорно-Карабахская Республика» сегодня не признается в мире никем. В том числе и самой Арменией.
Во-вторых, Азербайджан закупает в основном (но не полностью!) российское вооружение потому, что, как известно, большинство западных стран в подавляющем большинстве случаев не поставлют летальные виды вооружений в зоны конфликтов, в том числе «замороженных», в частности в Армению и Азербайджан. Соответственно, все что «кроме» регулируется великим законом спроса и предложения. И Баку этим пользуется, имея в наличии серьезный перевес в финансах.
В-третьих, сотрудничество с российской стороной идет в основном в формате купли-продажи конкретных партий вооружений. Что касается лицензий, собственного производства, словом, всего того, что будет придавать форму военно-промышленному комплексу Азербайджана в долгосрочной перспективе, здесь доля российских производителей минимальна, и основные партнеры тут, как известно, Турция, Израиль и ряд других стран.
В-четвертых, российские вооружения сегодня приобретает не только Азербайджан, но и сама Армения, и даже члены и партнеры НАТО, например, Турция, Ирак. Что касается Армении, то сегодня именно она является союзником России на Южном Кавказе, ее здешним «форпостом» и членом ОДКБ, а не Азербайджан.
Поговорка «на воре шапка горит» прекрасно описывает задумку армянской стороны. Хотя, впрочем, попытки их не лишены смысла. Учитывая псевдокомпетентность подавляющего большинства европейских мозговых центров (американские и британские - исключение) во всем, что восточнее Одера и Буга, есть риск, что кто-то из них поверит в армянские россказни.
А, следовательно, на соответствующих ведомствах нашей страны лежит ответственность по противодействию армянской пропаганде в данном вопросе.
Гейдар Мирза,
независимый эксперт, докторант Института политических исследований им. Отто Зура при Свободном университете Берлина