Энергетический союз Азербайджана, Турции и Туркменистана отвечает интересам трех государств - Эксперт | 1news.az | Новости
Интервью

Энергетический союз Азербайджана, Турции и Туркменистана отвечает интересам трех государств - Эксперт

17:56 - 13 / 03 / 2015
Энергетический союз Азербайджана, Турции и Туркменистана отвечает интересам трех государств - Эксперт

Интервью 1news.az с председателем Центра нефтяных исследований Ильхамом Шабаном.

- После недавнего визита в Турцию президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова актуализировался вопрос создания энергетической тройки «Азербайджан-Турция-Туркменистан» - главной темой встречи лидеров двух государств в Анкаре стало энергетическое сотрудничество.

Речь, в том числе, шла о присоединении Ашхабада к Трансанатолийскому газопроводу (TANAP). Между тем некоторые эксперты считают, что такой вариант для Азербайджана невыгоден. Насколько обоснованы подобные утверждения?

- Энергетический союз Азербайджана, Турции и Туркменистана отвечает интересам трех государств. Более того, это уже нашло отражение в энергетической стратегии Азербайджана, которая предусматривает, в том числе, постепенное превращение нашей страны в транзитную.

Еще несколько лет назад Азербайджан, видя свое будущее в качестве транзитной страны регионального масштаба, крупного «транзитного хаба», инициировал проект Баку-Тбилиси-Джейхан и вкладывал крупные инвестиции в инфраструктурные энергетические проекты.

Когда речь впервые зашла о TANAP, Азербайджан представил его как проект, способный вывести энергоресурсы Каспия на европейский рынок. Последующие этапы развития этого проекта показали, что это был оправданный шаг.

Политическое руководство, так и главы энергетических ведомств нашей страны заявляли, что создаваемая Азербайджаном инфраструктура является открытой в отличие от инфраструктур, создаваемых некоторыми странами.

Читайте по теме:

«Yeni Şafak»: Энергетическое братство Азербайджана, Туркмении и Турции

Президент Азербайджана Ильхам Алиев также неоднократно заявлял, что Азербайджан готов представить свою территорию для транспортировки газа в Европу. И так как пропускная способность Южно-Кавказского трубопровода и TANAP будет расширяться, Азербайджан, несомненно, предоставит возможности для доставки «голубого топлива» для третьих сторон. 

Выгоды для Азербайджана от этого очевидны. Это чисто экономический расчет. Азербайджан выступает оператором трубопровода, который будет проложен по территории Турции, поэтому обеспечение его окупаемости – важный вопрос.

Кроме того, Азербайджан заработает на транзите газа по своей территории.

Помимо экономических дивидендов будут и политические, поскольку Азербайджан, превратившись в страну-транзитера «большого газа», укрепит свои позиции как на экономической, так и политической карте мира.

Поставки газа в Турцию выгодны и для Туркменистана, желающего расширить выход на мировой газовый рынок и диверсифицировать маршруты экспорта.

В свою очередь, для Турции это огромный шанс привлечь дополнительные объемы газа для транзита.

Что уж говорить о Европе, которая заинтересована в решении вопроса диверсификации газовых маршрутов...

- … и торопит с реализацией проекта по поставкам туркменского газа через TANAP.  

- Если сегодня Азербайджан, Турция и Туркменистан проведут переговоры и подпишут какие-то совместные документы, это вовсе не означает, что завтра туркменский газ пойдет по «трубе».

Европейские компании должны подписать соглашения о купле-продаже газа. Может даже потребуется разработка и подписание контракта типа PSA на территории Туркменистана. Это должен быть долгосрочный контракт, и европейские компании должны быть уверены, что Туркменистан обеспечит им бесперебойные поставки газа в течение 20-30-40 лет.

Это очень важный момент, поскольку сегодня туркменский газ в больших объемах идет в Китай. Кроме того, Ашхабад намерен направить газ в Пакистан и Индию (по газопроводу ТАПИ - Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия. – Ред.) Поэтому покупатели, инвестирующие в строительство трубопровода, не должны оказаться в положении, когда, скажем, через 15 лет им скажут, что объемов газа недостаточно.

При этом отмечу, что первоначальная пропускная способность TANAP составляет 16 млрд кубометров газа в год, поэтому об участии в проекте третьих сторон говорить пока рано. Вопрос транспортировки по TANAP газа других государств актуализируется лишь после расширения трубопровода. А произойдет это не ранее 2025 года, то есть, когда TANAP будет выведен на максимальную мощность в 31 млрд кубометров.

- Какие объемы туркменского газа могут пойти по TANAP с учетом его максимальной пропускной способности?

- Конечно, говорить о конкретных объемах, которые Туркменистан может предоставить для этого проекта, рано. Но провести кое-какие расчеты можно.

Пропускная способность TANAP составит 31 млрд кубометров, из них 16 млрд будут транспортироваться Азербайджаном. Кроме того, Азербайджан может обеспечить поставки еще 10 млрд кубометров – это тот реальный объем, на который можно рассчитывать.   

При этом расчеты показывают, что через территорию Турции возможна транспортировка 20-25 млрд кубометров туркменского газа – 10 млрд кубометров по TANAP, еще 10-15 млрд – по трубопроводной системе Botaş с востока на запад.  

То есть, сегодня реально говорить о туркменском газе для TANAP в объеме 10 млрд кубометров.

- А ведь одновременно на повестке дня находится вопрос создания инфраструктуры для транспортировки туркменского газа в Азербайджан. То есть, насколько реально подключение Туркменистана к проекту Южного газового коридора, учитывая, что строительство Транскаспийского газопровода (ТКГ) осложняется ввиду нерешенности правового статуса Каспия?

- Известно, что три страны – Азербайджан, Россия и Казахстан - достигли соглашения по разграничению северной части Каспийского моря. Туркменистан и Иран имеют собственные позиции по данному вопросу. Поэтому неразделенной остается южная часть моря.

А это чревато рядом проблем в связи со строительством газопровода, несмотря на заявления официального Ашхабада о том, что для прокладки «трубы» по дну Каспия  достаточно согласия стран, территорию которых охватывает проект - Туркменистана и Азербайджана.   

Дело в том, что проект ТКГ может столкнуться с «сопротивлением» со стороны России, которая не заинтересована в появлении конкурентов на рынке, а также Ирана. Вчерашний визит президента Ирана в Туркменистан завершился тем, что официальный Тегеран предложил Ашхабаду экспортировать свой газ в другие страны по его территории. Это еще раз доказывает, что Иран пока против строительства Транскаспийского газопровода и экспорта туркменского газа через Каспий.

Увы, но одними усилиями Европы, Азербайджана и Туркменистана в вопросе строительства Транскаспийского газопровода не обойтись. Иная точка зрения – иллюзия.

Евросоюз может, конечно, торопить стороны с реализацией этого проекта, но на практике организовать транспортировку среднеазиатского газа в Европу не так просто...  

Алена Салаева

Поделиться:
5857

Последние новости

Все новости

1news TV