Российский эксперт: «В 2015 году мало что предвещает снижения напряженности в кризисных точках постсоветского пространства» | 1news.az | Новости
Интервью

Российский эксперт: «В 2015 году мало что предвещает снижения напряженности в кризисных точках постсоветского пространства»

14:34 - 23 / 03 / 2015
Российский эксперт: «В 2015 году  мало что предвещает снижения напряженности в кризисных точках постсоветского пространства»

Интервью 1news.az c генеральным директором Совета по национальной стратегии (Россия) Валерием Хомяковым.

- Господин  Хомяков, какие угрозы могут усилить напряженность в мире в 2015 году?

- Главные угрозы и вызовы мировому порядку в наступившем году, в основном, те, что достались от минувшего года. Это – ситуация на Ближнем Востоке, связанная с действиями Исламского государства (ИГИЛ), что, как показали трагические события во Франции, создает террористические угрозы. Исключать, что подобное не может не повториться в 2015 году, не рискнет ни один из политологов.

Дестабилизирующая обстановка, связанная с Украиной, и позиция Москвы в этом регионе. Рассчитывать на то, что Минские соглашения-2, о которых договорилась «нормандская четверка», будут соблюдаться в полном объеме, не приходится в силу многих факторов, главный из которых – упорное нежелание РФ способствовать переходу контроля к Украине.  

Последствия экономического кризиса, что пока ставят под сомнение экономическое и социальное развитие ряда государств Европы и практически всего постсоветского пространства. В этой связи вызывает тревогу рецессия российской экономики, поскольку с ней связаны экономики многих государств СНГ.

- По Вашим оценкам, возможны ли  какие-то подвижки в  урегулировании  конфликтов на постсоветском  пространстве в текущем году при участии США, России, стран Европы?

- Хотелось бы быть оптимистом, но пока мало что в 2015 году предвещает о снижении напряженности в кризисных точках постсоветского пространства. Кроме нагорно-карабахского и украинского конфликтов, можно добавить проблему Приднестровья и ситуацию в Ферганской долине. У каждого из этих конфликтов своя история и своя трагедия, однако есть и общие черты.

Приднестровский сюжет сдерживает попытки интеграции Молдовы в европейские структуры, в НАТО, куда не принимают государства, имеющие приграничные неурядицы. Нагорный Карабах, с одной стороны, – проблема для Азербайджана, с другой – пряник для Армении, а потому руководство РФ на деле вряд ли предпримет реальные усилия для разруливания  нагорно-карабахского конфликта. Похожая консервация в наличии и в Ферганской долине, где, аж с начала 90-х, граница между Узбекистаном и Таджикистаном заминирована.

Нормализация в этих конфликтных зонах возможна лишь тогда, когда в странах СНГ можно будет вести речь о формировании подобия ЕС без политического доминирования одной из стран. Это наша общая цель. Ее реализация не так далеко, как это кажется.

- Хотелось бы услышать Ваше мнение в связи с политическим и экономическим кризисом в Армении, которая считается многими экспертами дестабилизирующим элементом Южного Кавказа.

- Армения, вступившая в Таможенный союз, пошла на серьезный риск, и каким образом  экономика этой страны, и без того находящаяся не в самом благостном состоянии, будет выходить из этой ситуации пока сложно представить.

Растущая эмиграция (почти 50 тысяч за истекший год), высокий уровень безработицы и растущая инфляция будут способствовать росту протестных настроений. Оппозиция уже сейчас заявляет о необходимости объединения или хотя бы координации своих действий. В этом году в стране должны пройти муниципальные выборы и начнется проведение конституционной реформы. По их итогам можно будет сделать более предметный вывод и о создающемся новом раскладе политических сил в стране. Но то, что в Армении есть многие признаки политического кризиса, видно даже из России. Нельзя  исключить, что досрочные парламентские и президентские выборы могут пройти в Армении уже в этом году.

- Как, по-вашему, будут влиять на региональные процессы переговоры Западного мира с Ираном?

- Соединенные Штаты  Америки, скорее всего, сумеют завершить переговоры с Ираном. В этом крайне заинтересован Обама, которому сейчас очень важно продемонстрировать американскому народу хоть какой-то положительный результат своего правления. В этом случае победные реляции демократов о том, что удалось убедить Иран отказаться от создания ядерного оружия, могут стать одним из пунктов повестки дня президентских выборов. Поможет ли это сохранить власть за демократами? Не думаю, ибо претензий  американцев к Обаме накопилось столько, что снятие иранской ядерной программы не перевесит проблем, что накопились в США.

В первую очередь, это недовольство внутренней политикой демократической администрации (медицинское страхование, явные признаки ущемления прав белого населения, миграция).

- Как изменится ситуация на Ближнем Востоке и в Украине  в случае прихода к власти республиканцев, известных более "ястребиным" подходом к международным вопросам?

 - Отвечу коротко. Думаю, что и на Ближнем Востоке, и на Украине республиканцы проявят, с одной стороны, большую жесткость, с другой – большую осмотрительность. О наземных операциях в данном случае речи не идет, но при всех очевидных сложностях может сформироваться единый арабский антивахабитский фронт.

Что же касается Украины, то вполне вероятны поставки летального вооружения (противотанковые установки, современные средства связи). Хотел бы ошибиться, но боюсь, что скоро мир убедится, что Минск-2 – не более чем оттяжка времени для сепаратистов, и тогда решение вопроса может перейти в военную плоскость.

Это очень опасно для всего человечества, но ни США, ни Европа не в восторге от того переформатирования миропорядка, которое произошло не без участия руководства РФ.

Матанат Насибова

Поделиться:
5249

Последние новости

Все новости

1news TV