Гейдар Алиев и геополитика Каспийского региона на рубеже ХХ-ХХI вв. - Newtimes.az

БАКУ, 9 мая – 1NEWS.AZ
Информационно-аналитический портал Newtimes.az опубликовал статью доктора исторических наук, профессора Парвина Дарабади «Гейдар Алиев и геополитика Каспийского региона на рубеже ХХ-ХХI вв.».
Предлагаем вниманию читателей данный материал без изменений:
На рубеже ХХ-ХХI вв. среди основных направлений формировавшегося и претворявшегося в жизнь Президентом Азербайджанской Республики Г.А.Алиевым внешнеполитического курса страны одно из центральных мест занимали вопросы, связанные с решением сложнейших задач по защите национальных интересов Азербайджана в богатом углеводородами и биоресурсами Каспийском регионе.
Находясь в центре геополитического разлома постсоветского пространства, Каспийский регион, начиная с 1990-х годов, стал неотъемлемой частью новой «большой игры» в мировой политике, ведущейся по классическим правилам геополитики. Начинается процесс активного вовлечения прикаспийских стран в разыгрываемую в регионе мировыми и региональными державами «геополитическую игру» на «каспийской шахматной доске». В центре же прямых геополитических интересов мировых и региональных держав, как это было и в предыдущие столетия, в силу своего чрезвычайно важного географического положения в Каспийском регионе оказалась Азербайджанская Республика.
С геоэкономической точки зрения участие в разработке нефтегазовых ресурсов и, в том числе, в его азербайджанском секторе, а также в транспортировке каспийской нефти на мировые рынки привлекали и продолжают привлекать пристальное внимание ведущих стран как Запада, так и Востока. Это обуславливает как латентную, так и открытую конкурентную борьбу между не только прибрежными странами, но и ведущими державами и региональными государствами за доступ к этим энергоресурсам. Нефть, без которой немыслимо развитие экономики, была и продолжает оставаться важнейшим геостратегическим фактором в мировой политике. Причем в условиях современных глобализационных процессов и формирования нового мирового порядка «нефтяная дипломатия» была и продолжает оставаться мощным рычагом влияния в системе международных отношений, одним из основных причин возникновения конфликтных ситуаций в различных регионах мира. Неслучайно один из видных западных экспертов по нефтяной политике Д.Ергин отмечал, что «насилие, войны, техногенные угрозы, политические коллизии, экономические императивы, этнические, религиозные, идеологические или социальные конфликты – все, что повлияет на доступ к нефти, может случиться внезапно».
Гейдар Алиев не без оснований считал, что в основе геостратегии ведущих мировых и региональных держав по отношению к Каспийскому региону как в прошлом, так и на рубеже ХХ-ХХI вв. лежит примат их геополитических и геоэкономических интересов. Причем Гейдар Алиев учитывал и тот немаловажный фактор, что расположенный на стыке крупных европейских и азиатских региональных держав, Азербайджан имеет достаточно реальные перспективы превратиться в «страну-ворота», обращенную лицом как к Востоку, так и к Западу. В целом же, взяв курс на модернизацию страны, интенсивно развивая политические, экономические и гуманитарные связи с ведущими странами Запада, Гейдар Алиев видел геополитическое будущее Азербайджана в семье европейских стран. В то же время Азербайджан строил взаимовыгодные отношения и со странами СНГ, и прежде всего, со своим северным соседом – Россией.
Возглавившему в «смутное время» начала 90-х годов страну Гейдару Алиеву, наряду со сложнейшими задачами, связанными с обеспечением внутриполитической стабильности внутри страны, поисками выхода из армяно-азербайджанского, Нагорно-Карабахского конфликта, пришлось решать и проблему отстаивания национальных интересов Азербайджана на каспийских просторах. И это в условиях непростых отношений Азербайджана практически со всеми соседями по Каспийскому региону, сложившихся к лету 1993 года благодаря дилетантской политике предыдущего режима.
Лишь благодаря реалистической, дальновидной и терпеливой деятельности Гейдара Алиева на внешнеполитической арене были нормализованы взаимоотношения с Россией и Казахстаном и даже с имеющими к Азербайджану претензии по разделу Каспия Туркменистаном и Ираном. С другой стороны к разработке и транспортировке азербайджанской нефти были привлечены крупные западные нефтяные компании, что и было закреплено подписанием 20 сентября 1994 года «Контракта века». «Бассейн Каспийского моря, – отмечал Гейдар Алиев, – превращается в арену сотрудничества многих стран и компаний мира. И это в целом помогает происходящим в мире процессам интеграции, является прекрасным образцом взаимного сотрудничества стран, народов в условиях мира и стабильности».
Другим крупным дипломатическим успехом Гейдара Алиева явилось обеспечение международной поддержки проекта основного экспортного трубопровода из Каспия в Средиземное море по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан. Это нашло свое выражение в подписанной 29 октября 1998 года в Анкаре президентами Азербайджана, Грузии, Казахстана, Турции, Узбекистана и высокопоставленным представителем США специальной Декларации. В ходе же саммита ОБСЕ в Стамбуле 18 ноября 1999 года был подписан пакет соглашений, определивший конкретные сроки начала строительства ОЭТ БТД и перекачки «большой нефти» Каспия на международные рынки.
В отличие от бывшего президента Туркменистана С.Ниязова, утверждавшего, что Каспийское море превратилось в «море проблем», причем «пахнущего кровью» из-за достаточно острых споров, вызванных определением международного статуса этого водоема и в соответствии с этим его раздела между пятью прикаспийскими государствами, Гейдар Алиев подчеркивал, что «Каспийское море должно быть морем добрососедства, взаимовыгодного сотрудничества прикаспийских стран, морем дружбы, мира и безопасности». В этих словах Гейдара Алиева в полной мере раскрывается сущность его основной внешнеполитической доктрины – не обострять, а находить цивилизованные пути решения всех сложнейших международных проблем, в том числе и связанных с Каспийским регионом.
Президенту Азербайджана удалось решить и ряд сложнейших вопросов, связанных с проблемой раздела акватория Каспия между прибрежными государствами. В этом отношении большое значение имело принятие в Баку 9 января 2001 года президентами Азербайджанской Республики и Российской Федерации совместного Заявления о принципах сотрудничества на Каспийском море. Обеими сторонами была продемонстрирована решимость поэтапно продвигаться к консенсусному решению раздела Каспийского моря с «учетом общепризнанных принципов международного права и сложившейся практики на Каспии».
В наступившем столетии, как отмечает Президент Азербайджана Ильхам Алиев, «в регионе Каспийского моря свершилась настоящая геополитическая революция, в результате которой этот регион превратился в самую «горячую» линию столкновения интересов России и Запада». Причем, являвшийся на протяжении десятков веков одним из важных звеньев в системе геополитических отношений в Центральной Евразии, Азербайджан и в современных условиях продолжает оставаться в центре международного геостратегического соперничества в Каспийском регионе.
Парвин Дарабади