Александр Караваев: «Если бы у Армении были нормальные отношения с Азербайджаном, тарифы на энергию были бы ниже»
Интервью 1news.az с заместителем генерального директора Центра по изучению постсоветского пространства при МГУ Александром Караваевым.
- Каковы реальные причины недавних акций протеста в Армении?
- Однозначно на этот вопрос никто не ответит. В Армении сложилась совокупность множества негативных факторов, главным из которых является длительное и нарастающее ухудшение экономической ситуации. Дело вовсе не в том, что повышаются энерготарифы, а в том, что люди устали от экономического кризиса, в котором находится Армения.
Однако я не могу точно сказать, были ли эти выступления спровоцированы. Для этого необходимо обладать какой-то неопровержимой информацией, а не просто догадками. Сама обстановка и социально-экономическая атмосфера в Армении все более способствуют тому, чтобы в стране происходили такие массовые выступления. К этому относится и то, что сейчас лето, молодежь в Ереване завершает учебу и пока не разъехалась по перифериям.
Дальше пошли политические процессы. В последние дни мы видим, как эту ситуацию пытаются использовать в свою пользу политические партии. Также заметно, как интерпретируются в различных формах лозунги в адрес России.
- Российская газета «Взгляд» опубликовала статью «России пляски по окраинам СНГ надоели», в которой говорилось, что Армения – это бремя и что-то вроде намека, мол «хватит кормить… Армению». Присутствует ли в российском обществе мнение, что пора бы прекратить спонсировать Ереван?
- Отчасти заявления о том, что, мол, хватит кормить периферии, имеют под собой основу. Все понимают, что Армения полностью дотационная страна. Дело даже не в той нагрузке, которую несут российские инфраструктурные компании, владеющие основными коммуникациями и энергетическими мощностями в Армении, а в том, что не понятно, как их использовать.
Каким образом использовать дочерние предприятия «Газпрома» с выгодой, так, чтобы не терпеть убытков. Вот это непонимание присутствует в Москве и сопряжено с пониманием другого обстоятельства, что создание инвестиционно привлекательной армянской экономики требует достаточно больших вложений. Безвыходность ситуации энергокризиса заключается в том, что отказаться от повышения энерготарифов невозможно.
Представим, что «Интер РАО» продаст «Электрические сети Армении» какому-то инвестору, который сделает то же самое, и не имеет значения, будет это американский или французский предприниматель. Повышение будет неизбежным.
Структурная проблема армянской экономики заключается в том, что она ограничена геополитическим фактором, не позволяющим ей использовать ресурсы своих соседей.
- То есть Вы считаете, что конфликт между Азербайджаном и Арменией влияет на экономическую ситуацию последней?
- Если бы отношения между Азербайджаном и Арменией были другие, если бы Армения изменила свою позицию в отношении карабахского конфликта, то вполне возможно, что открылись бы какие-то окна для переговоров относительно трансграничной передачи энергии между Азербайджаном и Арменией.
Обычно, когда обсуждали вопросы поэтапного урегулирования и отвода армянских войск, говорили о том, что Азербайджан откроет транспортные коммуникации, но подразумевалось на самом деле и начало экономического сотрудничества в сфере электроэнергетического обмена. Это конкретный пример того, как геополитика ограничивает возможности развития экономики отдельно взятой страны.
Если бы конфликт был урегулирован, то Армения могла бы быть включена в региональный энергетический рынок. Это значит, что компании двух стран смоли бы ликвидировать дисбаланс выработки и поставки электроэнергии потребителям, что, в свою очередь, позитивно отразится на тарифах, когда при избытках электроэнергии она передается партнерам в другой стране по соответствующему тарифу.
В случае достижения мира между Арменией и Азербайджаном, может быть подписано соглашение о взаимной передаче электроэнергии, документ наподобие которого имеется между Азербайджаном и Россией.
Сейчас в Армении имеет место глубокий системный кризис, из которого нет выхода. Нет никакой разницы, кто является владельцем армянской инфраструктуры. Первое обстоятельство – то, что Армения полностью отрезана от азербайджанской экономики, второе – что львиную долю доходов государство вынуждено направлять на обеспечение армии, третье – ограничение торгово-экономических отношений с Турцией.
Эти три важных обстоятельства снижают инвестиционный потенциал страны. Кто бы ни пришел в Армению, он будет иметь дело с теми обстоятельствами, которые сложились за последние 20 лет в результате армяно-азербайджанского, нагорно-карабахского конфликта.
- Россия выделила Армении льготный кредит в $200 млн для оснащения вооруженных сил страны современным оружием. Армянская сторона также указывает, что были решены важнейшие для нее вопросы, включая схему ценообразования при закупке природного газа.
- Есть мнение, что эти деньги пойдут не на вооружение, а на решение сложившихся негативных обстоятельств, связанных с повышением тарифа и вынужденной компенсацией государством этих последствий для разных социальных групп.
Возможно, часть этих денег пойдет на понижение социального напряжения. Но саму проблему это не решит. Можно снять текущий кризис, но нельзя снять системным образом те проблемы, которые возникли уже в разных отраслях.
Сколько денег ни вкладывай, нет никакой отдачи.
- Может ли все это привести к смене власти в Армении?
- После того калейдоскопа различных сюжетов, которые имели место в последние 10 лет на постсоветском пространстве, мне кажется, что никто уже ничего не может предугадать. На данный момент времени кажется, что акции протеста в Ереване могут перерасти в вялотекущее состояние, что митинги пойдут на нет или они достигнут какого-то компромисса до следующего раза.
А может произойти и обратное, как это было 3 декабря 2013 года на улице Грушевского в Киеве, когда выступление молодежи было жестоким образом разогнано украинским ОМОН-м, и после чего начался новый Майдан, приведший к свержению Януковича. Такие опасности есть, и они становятся очевидными, но на 100 процентов сказать трудно.
Эльшан Рустамов