Азербайджанская женщина: Семья или карьера? – ФОТО
«This is a man's world, but it wouldn't be nothing, without a woman or a girl», - поется в известной песне Джеймса Брауна.
Приблизительно этой теме был посвящен круглый стол с участием представителей Комиссии по вопросам государственной службы при Президенте Азербайджана, Госкомитета по проблемам семьи, женщин и детей, Немецкого общества международного сотрудничества (GIZ), ЕС, всех министерств и прочих государственных структур Азербайджана и множества неправительственных организаций.
Говоря более прозаично, участники обсуждали вопрос карьеры азербайджанских женщин в государственных структурах и способы стимулирования прекрасной половины человечества в этом направлении.
Согласно статистике, обнародованной Госкомстатом, на 1 января 2015 года число государственных служащих составило 30,1 тыс человек. Но, несмотря на то, что наша страна придерживается международных стандартов в области прав человека и основополагающих свобод, а принцип равноправия и равных возможностей мужчин и женщин закреплен в Конституции и отражен в многочисленных законопроектах, лишь 28,5% из них – женщины.
Как ни крути, женщины в Азербайджане имеют более низкий статус, чем мужчины. Редко встретишь «леди» на руководящих должностях, в нашей стране нет женщин-министров. А жаль.
«Как показывает практика, женщина на госслужбе - более исполнительный, внимательный, усидчивый и компетентный сотрудник, и, что важно, женщины менее коррумпированы», - отметил в своей речи председатель Комиссии по вопросам государственной службы при Президенте Азербайджана Бахрам Халилов.
По словам зампредседателя Госкомитета по проблемам семьи, женщин и детей Садагет Гахрамановой, на сегодняшний день в Азербайджане существует около 200 женских неправительственных организаций, которые активно сотрудничают с Госкомитетом, осуществляя совместные проекты.
«Мы реализуем проект по повышению профессионального уровня женщин-заместителей глав муниципалитетов в регионах Азербайджана, проводим различные семинары и тренинги, направленные на вовлечение женщин из регионов в общественную жизнь, и эта работа дает ощутимые результаты», - говорит С.Гахраманова.
Вы будете удивлены, но проблема «гендерной ассиметрии» актуальна и в Германии. Так считает директор Немецкого общества международного сотрудничества Соня Фонтейн, приведя в доказательство простой пример:
«На одной из встреч нашего канцлера Ангелы Меркель с дипломатами мы сделали фотографию на память. Этот снимок оказался очень показательным, так как 90% запечатленных на нем людей – мужского пола», - отметила С.Фонтейн.
Глава представительства ЕС в Азербайджане Малена Мард подчеркнула, что гендерное равенство характерно для развитых стран, и отметила, что встречала в Азербайджане множество независимых, незаурядных женщин.
«Я была несказанно удивлена, узнав, что именно азербайджанские женщины одними из первых получили право голоса на выборах. И тогда я поняла, почему здесь так много сильных женщин», - сказала М.Мард.
Да, азербайджанские женщины, получили избирательное право еще в 1918 году, когда была образована Азербайджанская Демократическая Республика и сформирован парламент. Для сравнения: Франция предоставила женщинам избирательные права в 1944 году, Италия – в 1946-ом, Швейцария в 1971 году. Одни из последних Кувейт - в 2005 году, Объединённые Арабские Эмираты - в 2006 году и Саудовская Аравия – в 2011-ом.
В чем же кроется причина того, что азербайджанские женщины меньше, чем мужчины, включены в социальные, политические и экономические процессы в стране? В пресловутом ли патриархальном менталитете, благодаря которому образ государственного служащего, руководителя, бизнесмена ассоциируется исключительно с мужчиной, а женщине отведена роль матери и хранительницы очага? В росте ли религиозного экстремизма, отрицающего саму возможность карьерного устремления женщин? Скорее всего, и в том и другом.
И это проблема, которую не решить в одночасье. Но продвижения, к счастью, есть.
Лейла Лейсан
Фото: Лала Гулиева