Для Азербайджана безубыточность цен на нефть находится на уровне 69,7 доллара в 2015 году - МВФ
Рост реального валового внутреннего продукта (ВВП) Азербайджана в 2015 году составит 4%, а по итогам 2016 года замедлится до 2,5%. Тем не менее, динамика экономического развития все еще будет опережать показатели 2014 года (2,8%). Такие прогнозы содержатся в октябрьском обзоре экономик региона Среднего Востока и Центральной Азии Международного валютного фонда (МВФ).
Для сравнения, в регионе Кавказа и Центральной Азии (КЦА) общие темпы роста реального ВВП ожидаются на уровне 3,7% в текущем году и 4% - в будущем году. В общем, по оценкам МВФ, глобальный экономический рост остается умеренным и неравномерным. Динамика мировой экономики несколько замедлится и прогнозируется на уровне 3,1% в 2015 году, но, как ожидается, ускорится до 3,6% по итогам 2016 года. «Перспективы по основным странам и регионам по-прежнему различаются», - говорится в отчете Фонда.
Прогнозы экспертов по темпам потребительской инфляции в Азербайджане находятся на уровне 5% в 2015 году и 4,2% - в 2016 году (по данным МВФ, в 2014 году инфляция в стране составила 1,4%). Для сравнения, по региону Кавказа и Центральной Азии динамика роста потребительских цен прогнозируется в 2015 и 2016 годах на уровне 6,8% и 7,4% соответственно.
При этом, в отчете МВФ отмечается, что снижение нефтяного ВВП может в 2015 году достичь 0,9% в годовом исчислении и удержаться на 0% в 2016 году (по региону КЦА эти показатели составят соответственно 0,7% и 1,5%). Напротив, согласно последнему прогнозу, ненефтяной валовой продукт вырастет на 7,1% по итогам текущего года и на 4% - в 2016 году (для региона КЦА динамика ненефтяного ВВП ожидается на уровне 4,2% и 4% соответственно).
Собственно экспорт нефти странами региона (Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан) в течение двух лет прогнозируется в 2,8 млн баррелей ежедневно, в том числе 0,8 млн баррелей Азербайджаном. Экспорт природного газа нашей страной оценивается по 0,3 млн баррелей в нефтяном эквиваленте как в 2015году, так и в 2016 году, тогда как общие поставки газа четырьмя сырьевыми странами региона КЦА увеличатся с 1,3 млн баррелей в сутки в 2008-2012 годах, 1,5 млн барр. - в 2013-м, 1,6 млн барр.- в 2014 году до 1,7 млн баррелей, ожидаемых по итогам 2015 года, и 1,9 млн барр. в 2016 году (за счет Туркменистана, интенсивно наращивающего национальный газовый экспорт).
Рассматривая текущее состояние и прогнозы по региону, эксперты Фонда учитывали динамику цен на нефть, оказывающую прямое влияние на экономики стран-экспортеров и косвенное - на соседние страны. В результате, по оценкам МВФ, фискальная безубыточность нефтецен (т.е. цена нефти, необходимая для правительства, чтобы избежать бюджетного дефицита) в 2015 году для Азербайджана должна составлять не менее 69,7 доллара за баррель, в 2016 году эта планка снижается до 60,6 доллара. Справедливости ради отметим, что по итогам 2014 года она составила 96 долларов за баррель. Для экспортирующих организаций внешняя безубыточность нефтецен прогнозируется в 55,9 долл./барр. и 56,4 долл./барр. в 2015 и 2016 годах, против 69,1 доллара за баррель по итогам 2014 года.
Далее, общие государственные доходы (за вычетом грантов и технической помощи) Азербайджана, по оценкам МВФ, в 2015 году увеличатся на 26,8% и на 27,9% - в 2016 году. Общие расходы и чистое кредитование вырастут на 34,7% и на 31,9% соответственно. Баланс текущего счета сократится с 10,4 млн долларов США за 2014 год до 1,9 млн USD в 2015 году и 1,7 млн долларов в 2016 году (3% и 2,7% от прогнозируемого ВВП, против 14,1% в 2014 году). В то же время, аналитики Международного валютного фонда полагают, что рост денежной массы в экономике Азербайджана в 2015 году составит 10,9%, в 2016 году – 20% в годовом исчислении, а банковское кредитование частного сектора вырастет на 27% в текущем году и увеличится еще на 17,7% за 2016 год. Общий валовой внешний долг возрастет с 14,5% от ВВП в 2014 году до 18,9% по итогам текущего года и до 21,3% от ВВП за 2016 год.
Наконец, МВФ ожидает, что валовые официальные резервы Азербайджана удержатся в объемах, способных обеспечить национальную потребность в импорте в течение 7,1 месяца (для 2015 года) и 7,3 месяца (для 2016 года).
Как говорится в обзоре, резкое снижение цен на нефть значительно повлияло на финансовые перспективы экспортеров нефти регионов Среднего Востока, Кавказа и Центральной Азии: цена на нефть марки Brent, по прогнозам, в среднем составит 53 доллара за баррель по итогам 2015 года, по сравнению с почти 110 долларами за баррель в первой половине прошлого года. «Внешнее сальдо бюджета стран-экспортеров перешло от значительных излишков к большим дефицитам, в частности, доходы экспортеров стран Среднего Востока и Северной Африки (СВСА) только в этом году снижаются с 360 млрд долларов до 45 млрд долларов соответственно.
«Однако влияние падения нефтецен на экспортеров нефти будет существенно различаться. Страны, которые сильно зависят от экспорта нефти, особенно страны Персидского залива, Алжир, Ирак и Ливия, столкнутся с падением доходов бюджета на 10-20 процентных пунктов к ВВП. В отличие от них, страны с относительно низкими поступлениями от продажи нефти, такие как Иран и Йемен, будут терять лишь около 2 процентных пунктов от ВВП, хотя при их слабой позиции даже меньшее падение создаст трудности. Среди стран КЦА наиболее пострадавшими от падения цен на нефть окажутся Азербайджан и Казахстан, тогда как Узбекистан и Туркменистан столкнутся с меньшим влиянием из-за их конкретизации на долгосрочных контрактах по экспорту природного газа», - говорится в отчете Фонда.
Говоря о регулятивной политике, предпочтительной в условиях недавнего падения цен на нефть, эксперты МВФ проводят некоторые параллели с 1980-ми годами. Тогда многие страны СВСА и КЦА увеличили текущие и капитальные расходы, поднимая цены фискальной безубыточности нефти значительно выше текущей цены. Кроме того, ожидается, что сравнительно более низкие цены на нефть, как в 1980-х, сохранятся в течение обозримого оценочного периода.
По данным МВФ на конец июня 2015 года, страны СВСА и КЦА приняли меры в области фискальной политики. «Руководство Азербайджана несколько повысило импортные пошлины и предусматривает обеспечить исполнение бюджета в 2015 году в основном за счет снижения неприоритетных капитальных расходов в пределах от 10% до 15%. Большое и устойчивое падение цен на нефть увеличило налоговые уязвимости в странах-экспортерах нефти регионов СВСА и КЦА. В организации финансовой политики экспортеров критическое значение получил вопрос быстрой корректировки налоговой политики в новой реальности стабильно низких цен на нефть. Эта стратегия рассматривает несколько альтернативных мер: хорошей отправной точкой является размер финансовых активов правительств, обычно называемых «денежным буфером». В целом, страны с большими подобными резервами могут позволить себе поддерживать бюджетные дефициты в дальнейшем будущем, с тем, чтобы уменьшить воздействие низких цен на нефть на экономический рост. Однако, при сохранении нынешних тенденций, у всех экспортеров нефти региона СВСА ликвидные финансовые активы, по прогнозам, закончатся в ближайшие три года. Напротив, экспортеры нефти региона КЦА (куда входит и Азербайджан – авт.) могут использовать накопленные финансовые резервы, по крайней мере, в течение 15 лет», - говорится в обзоре МВФ.
Бремя бюджетной корректировки можно уменьшить с помощью других стратегий, особенно регуляцией обменного курса и структурной политики. Так, эксперты Международного валютного фонда отмечают, что некоторые страны СВСА и КЦА разрешили обесцениться их обменным курсам.
«Этот шаг облегчил необходимую корректировку бюджета путем обеспечения более высоких поступлений от продажи нефти в пересчете на местную валюту (например, в Алжире, Азербайджане, Иране и Туркменистане). Тем не менее, крупные корректировки обменного курса могут иметь неблагоприятные последствия, такие как смещение баланса долларизации экономики. […] В частности, страны региона должны поддерживать свои валютные курсы, но при этом обеспечить финансовое регулирование, разработав план среднесрочной адекватной бюджетной консолидации», - отмечено в обзоре.
Далее, по мнению аналитиков Фонда, на банковские системы стран региона КЦА низкие цены на нефть повлияют сразу в нескольких направлениях. Эффект низких нефтецен усугубляется внешним эффектом от спада в России, снижением обменного курса и увеличением процентных ставок как ответ на рост инфляции, так и вследствие повышения кредитных рисков и рисков ликвидности, а также риска платежеспособности для банков региона Кавказа и Центральной Азии: «Кроме того, произошедший до недавнего скачка цен на нефть быстрый рост частного сектора в кредитных портфелях в Азербайджане, Армении, Грузии, Кыргызстане и Таджикистане увеличивает вероятность ухудшения качества активов при замедлении экономического роста».
Елена Старостина, Л.А.