Чем грозит региону соглашение РФ о единой системе ПВО в Ереване?
Информация о том, что правительство Российской Федерации якобы рассмотрело вопрос подписания с Арменией соглашения о создании объединенной региональной системы противовоздушной обороны (ПВО) в Кавказском регионе, и что документ фактически находится на столе В.Путина в ожидании подписи, стала за последнюю неделю одной из самых муссируемых тем в армянских СМИ.
Достоверность столь серьезной информации вызывает сомнения, поскольку армянские комментаторы, как правило, вопросы политического характера выносят в массы, искажая реальные факты.
В свою очередь, правительство России этот вопрос пока никак не комментирует. Вообще, в условиях конфронтации Армении и Азербайджана принятие такого рода документа вызывает массу вопросов, поскольку может стать причиной разногласий в отношениях Москвы в первую очередь с Баку, и с региональными соседями – Ираном и Турцией. Любопытно, что не так давно Россия выступала против размещения в Европе американских систем ПРО, и сейчас речь идет о том, что теперь она может обойти интересы региональных игроков, добавив тем самым нестабильность региону. А нужно ли ей это?
Если Москва всерьез задумается о размещении системы ПВО в Армении, то она тем самым увеличит свою военную мощь, но при этом используя Ереван в продвижении собственных интересов и только. Армянские «политтехнологи» привлекают внимание к тому, что система позволяет обмениваться информацией между Арменией и РФ о воздушной обстановке всего региона - от Каспия до Черного моря, и что, мол, при угрозе «войны в Карабахе» - элементы ПВО Армении и России (имеются в виду военные корабли РФ в Каспийском бассейне, на Черном море и системы ПВО на Северном Кавказе) будут работать как единое целое. Соответственно у Еревана появится доступ к информации о воздушном пространстве Азербайджана.
Чтобы внести ясность в этот вопрос, 1news.az обратился к ряду экспертов.
Единая система ПВО усилит напряженность в регионе
По мнению белорусского политолога, ведущего координатора проекта «Цитадель» Александра Синкевича, теоретически Россия заинтересована в глубоком эшелонировании своей системы ПВО, особенно на южном направлении.
По его словам, данная проблема особенно обострилась этой осенью, с началом российской военной операции в Сирии.
«В то же время возможности быстрого развертывания в Армении единой системы ПВО (по сути, российской системы) я оцениваю довольно сдержанно. Прежде всего, это вызовет дополнительную эскалацию напряженности в регионе.
Имеется также логистическая проблема - Армения не имеет общей границы с Россией. После украинского конфликта у России с трудом развивается военное сотрудничество даже на западном направлении, со своим стратегическим белорусским союзником. Поэтому и в случае с Южным Кавказом также можно прогнозировать, что процесс затянется и станет одним из аргументов в геополитическом торге как вокруг региона, так и вокруг сирийско-иракской проблемы», - заявил Александр Синкевич.
Комментируя тот факт, что Россия выступала против размещения в Европе американских систем ПРО, и то, чем вызвано согласие на подписание подобного документа, политолог указал, что данное соглашение вполне укладывается в традиционное русло отношений России и США.
«Любое военное усиление НАТО или США в Евразии по идее должно вызывать симметричные шаги у России. Поскольку в Европе возможности для российского маневра весьма ограничены, логичным представляется усиление на Южном Кавказе. По крайней мере, в информационном поле. Поскольку, как я уже сказал, его реальное наполнение довольно сомнительно»,- продолжил эксперт.
Между тем, отвечая на вопрос, какой может быть реакция Москвы в случае, если Азербайджан начнет переговоры о создании ПВО с Турцией, политолог ответил, что возможное объединение ПВО Азербайджана и Турции, безусловно, вызовет резко негативную реакцию Кремля и будет выглядеть как очередной шаг по продвижению НАТО на восток.
«Именно это продвижение и невозможность Москвы на него адекватно отвечать и вызывает нынешние информационные вбросы о российской авиабазе в Беларуси и совместной ПВО в Армении. Независимо от их исхода, стабильности российскому периметру подобные действия не добавляют. Можно прогнозировать лишь дальнейшее нарастание напряженности, которая может вылиться в очередные локальные конфликты. Причин для скорой разрядки, к сожалению, пока не видно», - резюмировал белорусский эксперт.
Москва не подпишет соглашение с Арменией
По убеждению директора Центра стратегического анализа Института инновационного развития, российского политического эксперта Андрея Иванова, Российская Федерация никогда не будет подписывать и принимать никаких соглашений, которые могут в какой-либо степени повредить партнерам государства.
«Необходимо разделять договоренности в рамках ОДКБ и пожелания Армении. Понятно, что Ереван хотел бы использовать возможности России для того, чтобы иметь преимущества в своих отношениях с Азербайджаном. Но договоренности в рамках ОДКБ говорят лишь о совместной работе по обеспечению безопасности стран-участниц, предупреждении внешних угроз. Проще говоря, блок ОДКБ не может быть использован для давления на другие государства, а только служит делу обороны, а также предупреждению таких вызовов, как международный терроризм», - заявил Андрей Иванов.
Эксперт отметил, что Азербайджан - стратегический партнер России, Армения - союзник по ОДКБ и ЕАЭС, а Москва заинтересована в том, чтобы оба государства все свои противоречия решали исключительно путем переговоров и дипломатии.
«Россия никогда не подписывала договоров, которые могли бы нарушить баланс сил в регионе. Так было в случае поставок вооружений Сирии и Ирану. Обязательно вся номенклатура согласовывалась с соседними государствами, скажем, с Израилем.
Единое противовоздушное пространство может быть только оборонительным, оно не направлено против какой-либо страны. И каждое государство будет действовать согласно точно согласованной инструкции о разграничении полномочий. К сожалению, некоторые силы в Ереване пытаются представить дело так, что теперь Ереван может почувствовать силу в спорах с Азербайджаном. Это совсем не так»,- подытожил российский эксперт.
Матанат Насибова