Инцидент с Су-24: «Мир действительно находится на пороге третьей и, возможно, последней мировой войны» - Эксперт
Инцидент, связанный с крушением в Сирии российского самолета Су-24 остается предметом бурного обсуждения в экспертном сообществе.
Турецкий Генштаб обнародовал данные радаров, где показана траектория полета самолета, нарушившего воздушное пространство Турции.
О том, что спровоцировало данный инцидент, и как это может отразиться на дальнейших отношениях Москвы и Анкары свои предположения высказали в комментарии 1news.az компетентные эксперты Баку и Москвы.
Провокация третьих сил?
Азербайджанский эксперт Октай Садыхзаде заявил, что данный инцидент может носить провокационный характер международного значения.
«Я бы не стал исключать провокации со стороны так называемой третьей силы, которая однозначно выигрывает от данного инцидента, от его наращивания и всевозможной интерпретации в своих собственных интересах. В подобных ситуациях всегда логично задаваться вопросом, кто может быть заинтересован в нагнетании отношений и кто явно выигрывает от этого?
Я полагаю, что в данном случае в конфликте Москвы и Анкары заинтересован официальный Вашингтон. В то же время напряженность в российско-турецких отношениях на руку большинству государств т.н. "англосаксонской ориентации". В свою очередь, очень многие, в том числе страны Прибалтики, Великобритания, Польша, Украина и прочие заинтересованы в нарастании конфликтного потенциала между Москвой и Вашингтоном.
Безусловно, происшедший инцидент может однозначно поспособствовать нагнетанию конфликтного потенциала между Россией и Североатлантическим альянсом.
Если учесть, что конфликтный потенциал между Россией и военным блоком НАТО и без этого достаточно высок и не сулит ничего позитивного по периметру отношений между Западом и Россией, так сказать, по всему периметру Ванкувер – Владивосток, то это уже очень тревожный симптом», - заявил эксперт.
«Россия, подключаясь к процессу участия в антитеррористической операции на Ближнем Востоке, наверняка отдавала себе отчет о возможных последствиях, хотя, с другой стороны, не секрет, что позиция Москвы, носит ярко политическую окраску, нацеленную на поддержку и удержание у власти Башара Асада, с чем не могут никак согласиться ни в США, ни в Западной Европе.
В данном случае официальные круги Москвы должны проявить политическую волю и взвешенно оценивать плюсы и минусы от своего военного присутствия на Ближнем Востоке. Наряду с этим нельзя не учитывать то, что политика Турции в сирийском конфликте очень чувствительна. И этот факт был закреплен официальным заявлением Анкары, что она будет принимать меры для защиты туркменов в Сирии, поскольку речь идет о протурецком этническом меньшинстве, которое также подвергается ударам российских ракет.
Официальная Анкара никогда не скрывала свою готовность оказывать моральную и политическую поддержку туркменам, которые оказались в столь непростой ситуации. Тем не менее, по моему убеждению, защита этнических меньшинств никак не должна мешать мировым державам усиливать конструкцию архитектуры безопасности, особенно в нынешнем веке», - продолжил Садыхзаде.
Азербайджанский аналитик обратил внимание на тот факт, что именно из-за поддержки этих самых меньшинств с их протекторатом и началась первая мировая война, а позже фактически то же самое продолжилось во время второй мировой под предлогом защиты немцев, проживающих в Судетской области Чехословакии.
«Не дай бог, чтобы аналогичная формулировка защиты этнических меньшинств повторилась в третий раз, когда мир действительно находится чуть ли не на пороге третьей и, возможно, последней мировой войны. Поэтому я думаю, что прежде чем делать какие-то официальные и окончательные выводы, сторонам необходимо взять паузу и провести техническое и международно-правовое расследование причин катастрофы», - отметил эксперт.
В то же время Октай Садыхзаде подчеркнул, что Азербайджан заинтересован в сохранении дружественных отношений между Москвой и Анкарой, поскольку речь идет о братском нам государстве, коей является Турция, и России - стратегическом партнере, с которым сложились давние дружественные отношения.
«Мы с пониманием относимся к вопросу военного присутствия России в Сирии и соболезнуем родным и близким, погибших во время крушения гражданского самолета над Синайским полуостровом, и в то же время с пониманием относимся к тревогам и заботам турецкой стороны, особенно в вопросе обеспечения безопасности туркменов - очень близкой нам этнической группе в Сирии. Наряду с этим Азербайджан поддерживает Анкару в вопросе защиты и неприкосновенности воздушного пространства турецкого государства.
Однако нельзя забывать, что все мы живем в эпоху, когда нужно объединиться против международного терроризма и экстремизма, так как у этого понятия нет национальной или религиозной принадлежности, и который грозит однозначно всем народам и государствам без исключения. Уверен, что со временем государства найдут в себе силы и поспособствуют созыву в мировом масштабе межгосударственного саммита, непосредственно касающегося именно данной проблемы и определения таких понятий, как «терроризм» и «экстремизм», чтобы не было разночтения и двойных стандартов. Но для этого важен процесс сближения народов и цивилизаций, процесс межконфессионального и мультикультурального диалога, без которого нам всем будет сложно в 21-м веке», - резюмировал Октай Садыхзаде
Опять "виноват Госдеп"?
В свою очередь российский политический эксперт Андрей Иванов в комментарии 1news.az также не исключил возможности, что данный инцидент мог быть спланированной провокацией всего западного мира.
«При таком раскладе, полагаю, ситуация крайне серьезная. Уверен, что Москва постарается решить инцидент дипломатическим путем, большой войны никто, естественно, не хочет. Но и без ответа Россия случившееся оставить не может. Скорее всего, РФ потребует официальных извинений и компенсации за сбитый самолет. Если мудрость у Запада и турецкого руководства возобладает, то эти условия будут выполнены. В ином случае ситуация действительно может попасть в зону турбулентности. Точно можно сказать, что прежнего мира, спокойного и стабильного, уже нет. Мы на пороге глобальных перемен. Спусковым крючком может стать нынешний инцидент, а может следующий. К чему придет человечество - предсказать совершенно невозможно», - подытожил российский аналитик.
Отметим, что в российском экспертном сообществе, впрочем, как и в турецком, есть понимание того, что данный инцидент может все же повлечь серьезные риски для двусторонних отношений. Вместе с тем, при всей сложности ситуации, эксперты сходятся в том, что и у России, и у Турции все же слищком много общих целей, что дает надежду на то, что случившееся не приведет к полному разрыву дипотношений Москвы и Анкары и поможет найти выход из сложившейся ситуации.