НАШИ ЗА РУБЕЖОМ. Азер Мирзоев: «Азербайджанский флаг в столице ЮАР я развешиваю почти на всех флагштоках»
Очередной гость авторского проекта «Наши за рубежом» - хореограф, тренер по акробатике, тамблингу, фигурному катанию Азер Мирзоев, проживающий в ЮАР.
- Редко услышишь, что кто-то из наших соотечественников живет и работает в такой далекой стране, как ЮАР. Что способствовало вашему переезду из Азербайджана…
- Еще в советское время, в составе ансамбля песни и пляски Забайкальского военного округа, я разъезжал по Сибири, Якутии, Монголии. Это был период моей срочной воинской службы, меня призвали, когда я учился в Бакинском хореографическом училище, в 1977 году. Учебу свою я не докончил и, к сожалению, не смог восстановиться по возращении из армии.
Потом я оказался в Армянской ССР, где смог продолжить образование. Зарабатывал себе на жизнь тем, что был тренером по акробатике и фигурному катанию. Прожив здесь около 13 лет, столкнулся с известными событиями 1990 года, когда на фоне событий в Нагорном Карабахе в Армении убивали или изгоняли всех азербайджанцев. Чудом остался жив, были моменты, когда уже мысленно прощался с жизнью, но мне повезло - хорошие люди помогли переправиться через Тбилиси в Баку.
У меня отсутствовала местная прописка, трудно было устроиться на работу. Однако удалось все-таки устроиться в спортивную школу олимпийского резерва, а также работать в театрах. Это было тяжелое время, первые годы восстановления независимости Азербайджана сопровождались тяжелыми экономическими условиями. Зарплаты были небольшие, часто задерживались их выплаты. Но, так или иначе, работали.
В 1992 году поступило предложение поработать хореографом в сборной по гимнастике ЮАР. Этому поспособствовал один из моих бывших коллег по спортивной школе, который уехал на историческую родину в Израиль, но потом перебрался в ЮАР, а там как раз очень нужны были специалисты моего профиля. Вот так я и оказался в Претории, столице этой африканской страны, где, в итоге, и живу по сей день.
- Вам пришлось начинать все с чистого листа. Это всегда непросто, особенно в чужой стране…
- Поначалу работал в местном спортивном клубе, однако там все настолько разительно отличалось от моих взглядов на спортивные процессы, и вообще, уровень тренировок, что в итоге я решил основать свой собственный клуб.
Создал Академию акробатики и тамблинга, студию балета, где занимаюсь с местными детьми. Я являюсь тренером по акробатике, гимнастике, тамблингу, фигурному катанию, хореографом, да еще и музыку преподаю. У меня занимаются как в группах, так и берут частные уроки, в общем, около 60-70 детей. Одна из моих подопечных, Хрита Улефант, стала чемпионкой мира среди юниоров по тамблингу, кстати, впервые в истории ЮАР. Были и другие успешные выступления моих учеников, что было отмечено со стороны местной спортивной федерации, которая не избалована победами спортсменов из ЮАР на соревнованиях по акробатике.
Несколько раз был удостоен звания лучшего тренера года, возил команду на соревнования в Голландию, Бельгию, Германию и т.д. Я также участвую в соревнованиях по фигурному катанию в качестве судьи. В 2002 году получил звание судьи второй международной категории.
Потом деятельность клуба разрослась, и я просто физически не мог все совмещать. Я решил сконцентрироваться на балете, фигурном катании и танцах. Создал ансамбль «Маленький Юрд», который популяризирует азербайджанские национальные танцы. Мои дети могут станцевать такие национальные танцы, как «Наз элемя», «Гайтагы», «Нялбяки», «Яллы», «Сары гялин» и другие. В наших выступлениях нам очень помогает посольство Азербайджана в ЮАР и лично посол Эльхан Полухов. Я также привозил моих маленьких танцоров в Баку, где одна девочка завоевала первое место на одном из конкурсов.
- Насколько велики различия в жизненном укладе Баку и Претории?
- Это - совершенно другая культура, отличная от той, к которой привык с детства. Совсем другое воспитание, традиции и менталитет, даже отношение к спорту и тренировкам. Под все это приходится подстраиваться. Ко всему привыкаешь, конечно, но когда тебя окружает все чужое, очень сильно обостряются ностальгические моменты. Хорошо хоть время от времени удается вырваться в Баку, повидать родных и близких.
Там вокруг себя я попытался создать некую азербайджанскую среду. Так, мои подопечные в клубе тренировались в форме сборной Азербайджана, которую я сам заказал. В спортивном зале у меня висит флаг Азербайджана. Сейчас вот ребятишек обучаю азербайджанским танцам.
- Не хотели бы вы расширить спортивные контакты между ЮАР и Азербайджаном в тех направлениях, в которых работаете?
- Очень хочу. Я, к примеру, очень хотел бы, чтобы ребята из Азербайджана участвовали в чемпионатах и соревнованиях в ЮАР. Это, как минимум, опыт участия за рубежом, и он всегда пригодится.
Также в Кейптауне каждые два года проходит международный конкурс артистов балета, приезжают европейцы, китайцы, с некоторых пор и армяне, прознавшие про этот конкурс. Мне лично обидно, что от Азербайджана никого нет, и я очень хотел бы, чтобы мои соотечественники также принимали в нем участие и показали свое мастерство.
- Хотелось бы послушать о времени вашего детства и юности. И почему-то мне кажется, что и этот этап вашей жизни был непростым.
- Я родился и вырос в Сумгайыте, и меня всегда тянуло к спорту. Сначала занимался гимнастикой на стадионе имени Мехти Гусейнзаде, посещал драмкружок по классу балета, стал лауреатом смотра художественной самодеятельности (танцы).
Поэтому, окончив школу, поступил в 1973 году в Бакинское хореографическое училище по классу артист балета, а в 1974-м параллельно с учебой стал стажером Азербайджанского театра оперы и балета имени Ахундова, танцевал в Театре музкомедии, ансамбле танца Азербайджана. Интересно, что хореографическое училище было в то время не в почете среди азербайджанцев, и там, в основном, учились русские. На курсе я был единственным азербайджанцем. Но доучиться мне не удалось. Меня тогда очень удивило то, что из всех студентов нашего курса меня одного призвали в армию - отсрочку до конца учебы не дали, хотя танцорам она и полагалась, а другим ее дали. Танцорам, как людям искусства, предоставляли бронь от армии, потому что за два года службы они могли утерять профессиональные навыки, сломаться физически.
Однако в 1977 году я попадаю в армию в Сибирь - в стройбат. Был штукатуром, маляром. Почти ежедневно - драки. Как-то в одной из драк, в которой мне сломали нос, начальник штаба заинтересовался мной и с удивлением узнал, что я артист балета, умею играть на бас-гитаре, саксофоне, ударных. Он очень удивился и сказал мне: «А что ты здесь делаешь вообще, и как здесь оказался, если ты профессиональный артист балета?» После этого он позвонил в ансамбль танцев, меня вызвали туда. И с этим ансамблем я объездил всю Сибирь.
После возвращения со службы первым моим побуждением было восстановиться - оставалось доучиться еще два года. Честно говоря, я намеревался продолжить учебу в Грузии или в Таджикистане, но судьба распорядилась иначе. Так я и оказался в 1979 году в Ереване.
- В спорте вас представляют как тренера из ЮАР, но вы не скрываете свои азербайджанские корни и всегда говорите откуда вы родом. Это похвально!
- Меня часто приглашают в США. Работал в свое время в Лос-Анджелесе, ставил шоу в фигурном катании. Часто участвую в соревнованиях как судья международной категории. И везде, где работал, где бываю, говорю: «Я - из Азербайджана». Я описываю нашу страну, людей, традиции и обычаи. И, конечно, рассказываю про карабахский конфликт.
Вам это может показаться ребячеством, но азербайджанский флаг в столице ЮАР, в Претории, я развешиваю почти на всех флагштоках, на которых водружены государственные флаги мира. Когда в ЮАР проходил Чемпионат мира по футболу, я сделал то же самое. Флагштоки были установлены вокруг стадиона «Лофтус Версфельд», где должно было состояться несколько футбольных матчей. Я, как всегда, попросил охранника, чтобы он повесил азербайджанский флаг, и пока проходил Чемпионат мира по футболу, наш флаг развевался на флагштоке.
Ругия Ашрафли
Фото: Эльнур Рзаев