Конфликт между Тегераном и Эр-Риядом. Можно ли предотвратить масштабный «пожар» в регионе?
Резко обострился конфликт между Ираном и Саудовской Аравией, а казнь шиитского проповедника Нимра ан-Нимра стала причиной погрома посольства Саудовской Аравии в Тегеране и разрыва дипломатических отношений между двумя странами.
Главный вопрос в том, почему это произошло, что может за этим последовать и можно ли остановить разрастание конфликта?
Мне кажется, подобного развития ситуации следовало ожидать, потому что, по сути - это продолжение того геополитического противостояния, которое имеет место на Ближнем Востоке все последние годы.
Напомню, что оба государства — главные соперники в регионе, борющиеся за влияние на Ближнем Востоке. В сирийском конфликте Тегеран и Эр-Рияд находятся по разные стороны баррикад. Шиитский Иран поддерживает режим Башара Асада, суннитская Саудовская Аравия выступает на стороне противников сирийского лидера.
Отношения между Саудовской Аравией и Ираном - это очевидный и явный результат напряженных, натянутых отношений между двумя этими странами, спровоцированный, не в последнюю очередь, различиями в позициях двух стран по вопросам урегулирования, как ближневосточной проблемы, так и ситуации в Сирии.
Серьезность положения еще и в том, что политическое противостояние может вылиться в религиозное, с участием ряда других ближневосточных государств.
Из столиц двух стран раздаются взаимные угрозы. За казнь шиитского проповедника лидер Ирана аятолла Али Хаменеи пообещал саудовским властям «божественное возмездие».
Его смерть стала причиной погрома посольства Саудовской Аравии в Тегеране. В ответ, Саудовская Аравия заявила о разрыве дипотношений с Ираном.
Заявлениями дело не ограничилось. Позже стало известно, что иранские студенты взяли штурмом здание посольства Саудовской Аравии, разгромили его и подожгли.
Вспоминаются 70-е годы прошлого столетия, когда такие же студенты, захватив американское посольство в Тегеране, продержали на протяжении 444 дней в качестве заложников дипломатов США.
Понятно, что по ситуации не могли не высказаться и представители ведущих государств и организаций. Соединенные Штаты заявили, что казнь проповедника может вызвать рост межконфессиональной напряженности в регионе «именно тогда, когда ее необходимо снизить». Примерно ту же мысль высказала и верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини, отметив что «этот случай может привести к усилению напряженности между суннитами и шиитами, что может иметь опасные последствия».
К подобным, ни к чему не обязывающим заявлениям и призывам мы в Азербайджане уже привыкли. Убежден, что не они решают проблемы, а тем более конфликты, находящиеся в столь драматичном формате.
Опасность ситуации в том, что конфликт все больше приобретает религиозный характер, превращаясь в войну шиитов и суннитов. А это уже возврат в средневековье, чего допускать никак нельзя.
Конечно же, для того, чтобы строить оптимистические прогнозы в связи ситуацией и выражать уверенность в разрешении конфликта в ближайшее время, оснований нет.
По всей видимости, должны быть использованы и реализованы активные дипломатические и политические усилия для того, чтобы этот конфликт не превратился в широкомасштабный пожар, который может охватить весь ближневосточный регион. И здесь не последняя роль принадлежит региональным международным структурам, таким как ЛАГ и ОИС, их активной заинтересованности в урегулировании конфликта.
Не последняя роль принадлежит и истинным авторитетам мусульманского мира, пользующимся доверием у обеих сторон.
ФИКРЕТ САДЫХОВ
политолог, профессор Западного университета