Историк Максим Майоров о притязаниях армян на Албанскую церковь и Карабах
На днях в Баку состоялась презентация первого тома трехтомника «Этнополитическая и культурная история Карабаха в свете армянских притязаний» авторов Эльдара Амирова и Максима Майорова.
Первый том книги, в котором рассказывается о политической истории, культуре и этнической панораме Карабаха в период Кавказской Албании, называется «Карабах в период Кавказской Албании».
Авторы повествуют о распространении христианства, создании албанской Апостольской церкви, роли Карабаха в возникновении и укреплении Албанского государства».
Книга посвящена истории Карабаха в доисламский период, в ней использованы труды азербайджанских, армянских, российских, грузинских, турецких и западных исследователей.
В книге рассказывается о топонимике Карабаха, этнополитической и культурной истории Албании, Албанской Апостольской церкви, и армянских притязаниях…
Издание опубликовано при поддержке Фонда развития науки при Президенте Азербайджана и в рамках «Шушинского гранта».
Ожидается, что во втором томе книги будет исследована история Карабаха в VII-XVIII веках, а в третьем -в XVIII-XXI веках.
Для начала приведем несколько интересных фактов из этой книги.
Как отмечают ее авторы, с 3-4 веков нашей эры, территория, которую армяне упорно называют «Арцахом», охватывала некоторые нагорные районы Карабаха.
«Армянские историки и политики апеллируя именно этим топонимом на протяжении многих десятков лет пытаются доказать свои притязания на исторические азербайджанские земли. Однако их доводы не имеют ничего общего с научным началом и носят популистский характер.
Если бы армяне играли какую - либо серьезную роль в политической жизни Карабаха то этот факт, несомненно, хоть как-то нашел бы свое отражение в Кюречайском трактате.
Однако кроме как в шпионских доносах и жалобных письмах, армяне Карабаха никоим образом не числятся в российских архивах того периода. Не удивительно, что в Кюречайском трактате не зафиксировано слово «Армения», или «армяне». Однако это не помешало тому, чтобы много лет спустя в Армении создали миф о «Добровольном вхождении армян Карабаха» в состав России», - указано в книге.
Гаргары и утийцы
«Историческая география Карабаха постоянно терпела значительные изменения, и порой отдельные ее области носили различные наименования.
В позднюю античность и раннее средневековье часть Карабаха называли страной гаргаров. Гаргарское племя, проживающее в основном вокруг современной реки Гаргар, входило в Албанский племенной союз. Это многочисленное древнейшее албанское племя проживало на определенной части Мильской равнины. Другая часть Карабаха носила название «Ути». Утийцы также были одним из албанских племен и занимали более широкую территорию, чем гаргары. С 6-7 веков выражение «гаргар» теряет свое этническое и географическое значение, а вся равнинная зона Карабаха стала называться Ути. Стратегическая значимость Ути обуславливалась нахождением столицы и духовного центра страны-города Партав (Барда)», - отмечают авторы издания.
Партав - столица Кавказской Албании
Согласно историческим фактам, столица Кавказской Албании и крупнейший город Карабахского региона – Партав (Барда) занимала особое место в истории городской культуры не только раннесредневекового Азербайджана, но и всего Кавказа.
Историки отмечают, что столицей Албании с 5 века была Барда (Партав).
Будучи на перекрестке важных караванных путей из Ирана, Средней Азии, Южного Азербайджана, Армении, Грузии, Византии, Северного Кавказа из крупнейших стран, она считалась одним из крупнейших торговых центров Ближнего и Среднего Востока.
Авторы книги отмечают, что армянские историки в духе «лучших армянских традиций» претендуют и на наследие древней Барды, именуя ее «Бердазором», руководствуясь сведениями т.н. «Армянской географии 7 века».
Исследователи отмечают, что Барда момента своего основания не имела никакого отношения к армянам, чему свидетельствует отсутствие информации, как в античных, так и в средневековых источниках.
«Барда, которая была столицей кавказской Албании, а позже резиденцией халифских наместников на Кавказе, никак не могла входить в состав Армении. Название современной Барды, возникло в результате переселения части населения городища Барде из Южного Азербайджана (из района озера Урмии) на территорию Карабаха. Именно эти переселенцы и дали Барде ее действующее название», - отмечают авторы издания.
Фальсификация истории
Армянская историческая наука до сих пор не оставляет попыток, заложенных еще веками назад, представить миру Албанскую Церковь в качестве епископата Армянской Церкви.
«Между тем, армяне, претендуя на Албанскую церковь, всегда стараются избегать разговора о том, что с 387 года до образования советской Армении, на Кавказе у них не было никакой государственности, даже на уровне мелких княжеств.
Армянская Церковь никак не могла влиять на Албанскую Церковь, в силу отсутствия у нее на Кавказе политической и социальной опоры.
Армянская церковь, на протяжении долгих столетий находясь за пределами Кавказа, и будучи не в состоянии обеспечить себе даже стабильное местопребывание, внутренне каноническое единство не могла оказывать какого-либо влияния на Албанскую Церковь, тем более подчинить ее себе. В тоже время авторы отмечают, что сопоставление албанских и армянских христианских храмов, также выявляет необоснованность армянских притязаний на албанское наследие», - отмечают авторы издания.
По оценкам соавтора книги Максима Майорова – украинского историка, сотрудника Украинского института национальной памяти, история Карабаха и Азербайджана в целом в доисламский период мало изучена, и этим фактом пытаются воспользоваться армянские фальсификаторы истории, которые утверждают, что якобы являются коренными жителями этого региона.
«Мы с моим коллегой Эльдаром Амировым постарались собрать исторические факты, о том, что между албанцами и армянами не было ничего общего, что Карабах - историческая азербайджанская земля, и что оккупированная Арменией территория была заселена албанскими племенами, имевшими свою культуру», - заявил Максим Майоров в беседе с корр.1news.az, отметив, что кавказская тематика, история и политика региона входят в круг его научных интересов.
«В то время, когда Эльдар Амиров еще был киевским студентом, мы много общались по поводу истории Азербайджана в разные эпохи. Кстати, вехи этой истории практически неизвестны в Украине. Мы больше интересуемся непосредственными соседями, да и тоне всеми. С другой стороны, азербайджанская история весьма поучительна, а кроме того, есть интересные эпизоды украинско-азербайджанских отношений. Тут в основном, конечно, речь о ХХ веке. Где-то в 2013 году Эльдар предложил мне стать соавтором книги. Тогда мы уже определились, что это будет про Карабах, при этом акцент на культурном измерении и широкий хронологический охват согласовали уже позже», - поделился Майоров.
По его словам, книга, о которой идет речь, показывает ценность карабахского края для азербайджанской истории и культуры, причем не просто отстаивание территориальной целостности, но и борьбу за один из столпов азербайджанской идентичности.
«Первый том посвящен древнейшей истории, но будут и другие. Лично я более интересуюсь проблемами более поздних времен ХІХ и ХХ веками», - поделился политолог, ответив на вопросы 1news.az
- Какую роль сыграл Карабах в возникновении и укреплении Албанского государства?
- Карабах справедливо называют духовным центром Кавказской Албании. В Барде, находилась резиденция албанского католикоса. Кроме того, исходя из выгодного месторасположения, эти земли имели большое экономическое значение для албан. Через Барду долгое время проходили караванные пути, связывающие Переднюю Азию с Восточной Европой. Таким образом, в Карабахе ежегодно собиралось большое количество купцов и ремесленников из разных стран, впоследствии чего город превратился в один из крупнейших торговых и финансовых центров региона. Горное расположение защищало Карабах от опустошительных вражеских нашествий. Поэтому даже в период иноземного владычества - персидского или арабского - тут сохранялись очаги культуры и политического самосознания коренного населения.
- Известно, что армянским историкам удавалось фальсифицировать историю. На чем основывались армянские притязания в отношении чужих территорий, турецких, грузинских, азербайджанских … и даже узбекских как выяснилось недавно?
- Главная проблема древней истории - это источники. Армянская историография имеет внушительный корпус собственных письменных источников и всецело полагается на него. Но так изучать древнюю историю нельзя. Источники требуют верификации, то есть сравнения приводимых сведений с другими текстами, работа с археологическим материалом. Широкий сравнительный подход требует знания письменных памяток разных народов. Историю Кавказа нельзя изучать без арабских, персидских, тюркских, грузинских источников. Кроме того, на Кавказе часто возникают споры на счет принадлежности отдельных памятников архитектуры или археологических находок, однако нередкими были случаи фальсификации или уничтожения важных артефактов.
- В чем разницу между Карабахом в период Кавказской Албании и нынешним Карабахом?
- Древний Карабах был политическим, экономическим и духовным центром, притягивающим к себе взоры далеких и близких соседей. Даже после опустошения края хазарами и гуннами, его жители всегда находили в себе силы для возрождения и возврата к процветанию. В отличие от древнего Карабаха, сегодняшний - это несчастная, незаконно оккупированная, изолированная от мира территория, головная боль для международной дипломатии…
- Какие факты подтверждают, что между албанцами и армянами не было никакой связи?
- О культурной самобытности албанского населения свидетельствуют многие признаки - собственная церковь, письменность, архитектурный стиль. К сожалению, на оккупированной территории теперь невозможно проводить объективные исторические исследования. Азербайджанская наука вынуждена полагаться на результаты трудов ученых, основательно занимавшихся полевыми исследованиями в советское время.
- Не могу не спросить о том, что вам известно об истории армянского терроризма?
- Проблема терроризма стоит весьма остро на повестке дня современной международной политики. При этом большинство имеет весьма ограниченное представление о характере данного явления. На обыденном уровне, с терроризмом ассоциируются только тайно подготовленные атаки на гражданское население в мирных городах, с использованием взрывчатки, часто - в исполнении смертников. Азербайджан был той страной, которая одной из первых на постсоветском пространстве подняла вопрос квалификации терроризмом иных форм преступлений. Ведь захват боевиками городов и сел, уничтожение ими колоны беженцев - это ведь тоже акт устрашения, дерзкий вызов обществу, законности и морали. Наверное, в Украине до конца недопонимали азербайджанские обвинения в адрес армянских вооруженных формирований в терроризме. Чтобы переосмыслить ситуацию, нашему обществу пришлось столкнуться с боевиками, так называемых Донецкой и Луганской «республик», которые держат в заложниках целые города…
Матанат Насибова