Эльчин Турабов: «У наших радио-диджеев вкусы зачастую низкопробные»
На днях пользователи соцсетей делились впечатлениями от произошедшего на одной из радиостанций чуда: в отсутствие персонала в эфир шла просто прекрасная музыка.
Музыка, которой уже успели восхититься слушатели, почти полюбившие новую неожиданно «слушабельную» станцию «без косноязычных диджеев без вкуса, «игрищ для бездельников» и информации о том, «сколько штрафных баллов на водительских правах водителя КАМАЗа Мустафы из Билясувара».
Об этом весьма красочно написал пользователь, которого никто не знает.
Только вот наслаждаться хорошей музыкой придется недолго, и об этом заранее жалеют те, кто так и не успел стать поклонником радиостанции.
Так почему же сегодня в нашей стране радио продолжает оставаться на столь незавидном уровне?
Почему радиоэфир заполняется непонятной смесью музыки разных жанров, и ладно бы еще, если каждый из них представляли достойные композиции? Почему радиоведущие часто рассуждают ни о чем, шутят на приземленном уровне?
Зачем нужны всевозможные «викторины» с претензией на название «интеллектуальные», когда вопросы в них (про ответы мы уже не говорим) находятся на уровне детского сада?
И почему, наконец, радиостанции передают музыку с таким ужасающим качеством звука?
Мы попросили прокомментировать эту ситуацию человека, который стоял у истоков самого известного и популярного радио независимого Азербайджана, –Эльчина Турабова.
- Проблема нашего радио – это не проблема качества оборудования. Можно иметь прекрасное оборудование, но не уметь им пользоваться. А для того чтобы оно работало, нужно приглашать специалистов, профессионалов, в том числе зарубежных. Все просто, как дважды два, - ответил Э.Турабов. - Но не с оборудования надо начинать. Проблема в том, что уровень радио в Азербайджане сегодня находится на уровне какого-то, простите, «средневековья». В то время, как весь мир уже давно перешел на формат цифрового радио, когда существует более 25 форматов радиостанций, у нас об этом знают лишь единицы, которых, впрочем, никто не слышит!
Чтобы довести работу радиостанций «до ума», надо очень долго учиться – это значит, набираться опыта, ездить на стажировку за рубеж. Воспитывать собственный вкус, и – главное! – уметь разбираться в разных музыкальных жанрах, чувствовать их! Причем, одно только наличие музыкального образования и вкуса вовсе не является гарантией того, что человек может работать на радио. Вкус – понятие субъективное, и нельзя создавать «плейлисты», исходя из собственных предпочтений, надо чувствовать и слушателя. Чувствовать, но при этом воспитывать.
У нас же радио, как, впрочем, и телевидение, идет на поводу у спроса большинства населения, аргументируя это тем, что «мы делаем то, что нравится народу». Весьма расплывчатая отговорка, потому что это – даже не аргумент. Вернее, аргумент в пользу одного: заработать деньги.
И все! Но и телевидение, и радио должны не только зарабатывать деньги, но и воспитывать слушателя и зрителя: прививать правильный вкус, образовывать, учить культуре – в том числе, музыкальной. У нас этого делать никто не хочет.
Зачем заморачиваться? А тем, кто и может, и хочет, просто не дают возможности воплотить свои идеи в реальность – их места заняты выскочками!
Я не говорю, что все совсем плохо, есть, слава Богу, исключения – это радио Lider FM и 106,3 FM. Плюс, новое радио ASAN, но у него иной формат – это, скорее, talking-радио, призванное решать проблемы населения, но зато работают они в этом формате правильно и качественно. И все потому, что руководят радиостанцией профессионалы.
На остальных радиостанциях – настоящий «винегрет», причем, это есть такое своеобразное название формата, в котором они продолжают вещать. Это когда пытаются в одной руке удержать сразу все арбузы: то есть, пускать в эфир сомнительного качества попсу разных стран. Зачем? Они это объясняют тем, что хотят удовлетворить вкусы всех слушателей. Но это невозможно!
Гораздо лучше создать несколько качественных радиостанций, каждая из которых будет иметь своего слушателя: пусть одни слушают рок, другие – фолк, третьи - джаз, четвертые – классику и так далее. И поверьте, у каждой радиостанции будут свои благодарные слушатели. Да, безусловно, радио, передающее джаз или рок, не будет коммерчески выгодным проектом, но это лишь поначалу. Да, надо вложиться в такие проекты. Но это того стоит!
Однако… проблема в том, что даже при наличии идей, знаний, профессионализма, желания работать в таком новом, креативном формате просто не дают возможности. Поэтому многие профессионалы, не находя применения своим силам, просто покидают страну. Это обидно, но это – факт! Выживают лишь энтузиасты, причем, достаточно упорные и матерые, которые пытаются гнуть свою линию, несмотря ни на что. В остальном – мы имеем то, что имеем, и на радио, и на телевидении.
Аргументы вроде «таковы потребности рынка» - в контексте разговоров о формате радио – это нонсенс! «Рынок диктует свои правила», - говорят они. Это – ерунда! Рынок диктует, когда речь идет о продуктах питания, но он не должен и не имеет права диктовать, если речь идет об интеллектуальных и культурных передачах! Здесь авторы должны диктовать и воспитывать. В итоге мы сегодня наблюдаем полный регресс, застой…
И это при том, что есть немало людей, которые соскучились по нормальной музыке, которые не хотят «talking»-радио»: новости можно послушать по телевизору или просто зайдя в интернет. На радиостанции должны быть новостные оперативные сводки, причем, подаваемые в определенное время и в течение определенного лимита времени. Но… увы, эти «правила радио» знают и понимают необходимость их соблюдения единицы. А большинству даже эти познания не нужны.
Я держусь, потому что я в этом деле больше 25 лет. И это то, что я считаю делом жизни. Я пытаюсь делать все, что в моих силах. Сложно? Да. Очень. Потому что «серая масса» захватывает все и вся. Они не понимают, что нельзя говорить от имени всего народа, пытаясь оправдать низкопробные вкусы диджеев.
Неправильно это! Надо хотя бы интересоваться тем, что происходит в мире! Но мы варимся в своем соку, и отказаться от «винегрета» не можем.
А обиднее всего то, что сегодня еще остались люди, которые реально могут изменить ситуацию. Надо просто дать им возможность что-то сделать, - заключил Э.Турабов.
Натали Александрова