Ваге Аветян: «Меня в Баку встретили как президента Армении»
Недавно Азербайджан посетил армянский правозащитник Ваге Аветян, в силу своих взглядов живущий в Швеции жизнью политэмигранта.
В ходе визита он возложил цветы к памятнику жертвам Ходжалинской трагедии, принял участие в международной конференции «Армяно-азербайджанский нагорно-карабахский конфликт: основные препятствия и перспективы урегулирования. Взгляд из Армении и Азербайджана».
В.Аветян уже приезжал в Баку 9 октября. Однако тогда он провел сутки в нейтральной зоне, после чего вернулся обратно рейсом украинских авиалиний.
Вслед за неудавшимся визитом В.Аветян опубликовал в «Фейсбук» письмо президента Национального форума неправительственных организации Азербайджана Рауфа Зейни, в котором последний пригласил его вновь посетить Баку.
С целью ознакомления читателей с впечатлениями армянского правозащитника информационное агентство 1news.az публикует интервью с Ваге Аветяном, которое он любезно дал нашему агентству.
- Президент Армении несколько лет назад дал интервью касательно ходжалинских событий, в котором сказал следующее: «До Ходжалы азербайджанцы думали, что с нами можно шутки шутить. Мы сумели сломать этот стереотип». Вы, Ваан Мартиросян и Сюзанна Джагинян, были первыми, кто после более 20 лет конфликта посетил памятник жертвам Ходжалы. Можно ли сказать, что таким образом вы сломали стереотип среди азербайджанцев, показав, что армяне не все такие, как Серж Саргсян?
- К счастью, Серж Саргсян сам своей неадекватностью наталкивает на мысль, что целый народ не может быть таким, как он. За себя другие скажут сами, мой приезд ни с кем не был связан, просто совпал с приездом двух других правозащитников. Но не это важно. Важно то, что я приехал именно для того, чтобы этот стереотип об убийце-армянине исчез. Многие армяне чувствуют так, как я, думают так, как я. Кому-то надо было создать прецедент. Вот я и поехал.
Читайте по теме:
Ваге Аветян снова в Баку: «Я мечтаю о дне, когда увижу здесь армянскую молодежь»
Ваге Аветян: «Я хотел приехать и поклониться перед памятником жертвам Ходжалы»
- Помню высказывание армянского эксперта Александра Искандаряна, озвученное им в 2008 году, о том, что Армения еще 100 лет готова жить в изоляции. Прошло 8 лет, осталось 92 года. Есть ли у Армении потенциал для продолжения жизни в таких условиях?
- Не случайно, что КГБ назначает нашими экспертами, представителями таких людей, как Искандарян. Как только армяне возьмут власть в стране, таких «экспертов» и «представителей» изолируем на 100 лет от общества. Пусть живут в нормальных для себя условиях изоляции. Серьезнее отказываюсь комментировать такие глупые заявления. Иран, по сравнению с которым Армения – щепка, затрещал через 25 лет изоляции, а частичные санкции против СССР убили империю. Только «эксперт» на продажу оптом и в розницу мог выговорить такое.
- Вас в Армении считают врагом народа за поездку в Азербайджан и посещение памятника жертвам Ходжалинской трагедии. Не боитесь ли вы за свою жизнь? Ведь вы выступили против всей идеологической системы?
- Я 30 лет выступал против этой системы, и она меня боялась до сих пор: сажала в тюрьмы, судила, грабила, организовывала массовые психологические атаки против меня и моей семьи. Каждая нападка усиливала мою волю. Нет, не боюсь я ничего, и на Аллаха только надежда. Я искореню КГБ, русское и любое другое имперское влияние в Армении, даже если буду трижды мертв.
- В Азербайджане сложилось впечатление, что армянская диаспора выступает с более радикальных позиций в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, нежели само население Армении. Хотелось бы узнать ваше мнение как человека, живущего на чужбине. Если это так, то отдают ли себе отчет представители диаспоры, что ни к чему хорошему продолжение противостояния Армении с соседом не приведет, что у РА нет будущего без примирения?
- Это именно так. Похожий феномен можно наблюдать у американских и европейских евреев, шотландцев, греков и многих других. Многие из них более радикальные националисты, чем люди, живущие на родине. Местными двигают экзистенциальные проблемы с соседями, а заморскими «патриотами» - комплекс неполноценности и чрезмерно обиженное эго. Азербайджанским диаспорским организациям не следует повторять этих ошибок, так как это станет серьезной проблемой.
- Как вы считаете, много ли среди армян таких, как вы, кто реально хочет мира с азербайджанцами? Есть ли в самой Армении люди, поддерживающие вашу миротворческую инициативу?
- Мира хотят практически все. Не знают просто, как достичь мира. Нас с обеих сторон учили, что «дело наше правое». Идти на компромисс для наших обществ означает: они не правы, мы правы, мы просто уступим чуть-чуть, чтобы достичь мира пораньше. Не сработает. Мир будет у сторон, где никто не говорит «я прав, ты не прав». Мир будет, когда мы честно скажем другу-другу: «Мы были не правы, кто больше, кто меньше, кто в чем - всего лишь детали».
- Как вы думаете, какие еще меры должны быть приняты для мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта?
- Если будем говорить в деталях о политике, дипломатии, экономике, не уложимся в одно интервью. В конце концов, есть люди, которые за это зарплату получают, пусть делают свое дело. Я скажу, что мы, простые граждане, должны делать. Мы должны поднять социальный заказ мира, сделать его услышанным, сильным, таким, от чего властям трудно будет отказаться. Мы должны возродить все гуманные отношения, шаг за шагом. Вот приехал армянский писатель, цветы возложил. Процесс начался. Пойдем дальше. Может в следующий раз поехать с группой азербайджанцев для посещения азербайджанских святынь, могил предков, родственников?
Может быть, демилитаризировать участок границы вокруг Текали, например. Начинать на границе социальные, культурные, местные экономические проекты, и расширить линию мира потом, как только в одном месте достигнем чего-то. Это все лишь идеи, брейнстормом тысячи таких придумаем. Не лениться бы, не опустить руки, а делать. Получится, надеюсь.
- Как вы оцениваете позицию азербайджанской стороны, которая пригласила вас на мероприятие в Баку? Как вас встретили?
- Встретили как президента любимой сестры Армении. Может быть, не ошиблись. Поживем, увидим. Все было на высшем уровне. Грех жаловаться. Спасибо за теплый прием. Красавцы за то, что пригласили. Люди процесс мира начинают. Верим, не верим – не имеет значения. Пойдем навстречу, наведем новые мосты доверия, через какое-то время убедим друг друга в том, что не конъюнктурный заказ выполняем, а честно мир делаем. Может, какая-то часть конъюнктурой занята, но есть другие вокруг. Много людей же участвовало, и новые подтянутся, если процесс оставим в живых.
- Где вы побывали в Азербайджане? Смогли ли посетить армянскую церковь?
- Побывал в Старом городе, сделал круг по ночному Баку, в Сумгайыте. В армянской церкви тоже был, выразил благодарность за сохранность. Я на хадж приехал, посетить памятник жертвам Ходжалы, и хотел молиться в мечети. Мне предоставили такую возможность, я был в мечети, также был в синагоге и армянской церкви. Все остальные места увижу в другие разы. Надеюсь приехать еще. Я намереваюсь приезжать, работать, жить в Баку какое-то время. Посмотрим, как жизнь решит.
1news.az