Главный день в истории Турецкой Республики: триумф или фиаско? | 1news.az | Новости
Точка зрения

Главный день в истории Турецкой Республики: триумф или фиаско?

12:20 - 08 / 12 / 2016
Главный день в истории Турецкой Республики: триумф или фиаско?

Недавно президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил с заявлением, оспаривающим положения Лозаннского мирного договора 1923 года.

«В течение долгих лет нам пытались внушить, что Лозаннский мир – это триумф. Но какая же это победа, если пришлось отказаться от двух третей наших территорий. Мы потеряли целые острова, которые видны невооруженным глазом с турецкого берега. Разве это справедливо?!» - заявил глава турецкого государства.

Лозаннский мирный договор, подписанный между Турцией и странами «Антанты», заменил позорный для Османской империи Севрский мирный договор 1920 года. Он был подписан 24 июля 1923 года в рамках Лозаннской мирной конференции 1922-1923 годов. Договор установил новые границы Турции, юридически оформив распад Османской империи и закрепив территорию Турции в ее современных границах. Он провозглашал мир между Турцией и ее недавними врагами – Великобританией, Францией, Италией, Японией, Грецией, Румынией и Королевством сербов, хорватов и словенцев (предшественником Югославии). 

Благодаря блестящей и четко выработанной дипломатии, подкрепленной последними военными победами, правительство Великого национального собрания с центром в Анкаре сохранило-таки за собой Восточную Фракию, Эгейское побережье и другие территории, отторгнутые от Турции по Севрскому договору. От неприятеля были освобождены такие крупные города, как Измир (Смирна) и Эдирне (Адрианополь).

В то же время Турции пришлось отказаться от претензий на Аравию, Египет, Судан, Триполитанию, Киренаику, Месопотамию, Палестину, Иорданию, Ливан, Сирию, Ирак и на острова континентального шельфа Эгейского моря.

Согласно условиям договора, острова перешли под контроль Греции, в ее состав вошли Лимни (Лемнос), Семадирек (Самотраки), Мидилли (Лесбос), Сакыз Адасы (Хиос), Сисам (Самос), Икария, архипелаг Он Ики Ада (Додеканес) и крупный средиземноморский остров Гирит (Крит). Граница с Грецией во Фракии была установлена по линии реки Мерич (Марица).

Главный успех турецкой дипломатии заключался в том, что договор отменил режим капитуляций, то есть экономические и политические привилегии иностранцев, а также международный финансовый контроль над Турцией.

Турция соглашалась на выплату части Османского внешнего долга, но с одной оговоркой: долг должен был распределяться между Турцией и теми странами, в пользу которых была отделена от Османской империи территория в результате целого ряда войн 1912 – 1923 годов. Османский долг должен был погашаться в равных долях в течение 20 лет.

Более того, согласно договору, Турция вынудила Грецию возместить ущерб, причиненный в Анатолии в результате нарушивших законы войны действий греков, но отказалась от всяких претензий на репарации. Стороны обязались осуществить греко-турецкий обмен населением, затронувший более двух миллионов человек и носивший принудительный характер. Свои родные земли покинули турки Западной Фракии, Крита и островов Эгейского моря, а также греческое население Малой Азии. 

Согласно одному из главных пунктов договора, Турция добилась отказа «Антанты» от идеи создания армянского государства за счет турецких территорий. Это положение Севрского договора 1920 года, которое в своих лучших снах до сих пор видят армяне, было аннулировано раз и навсегда.

С момента подписания Лозаннского мирного договора прошло без малого 94 года. То, что этот договор является триумфом турецкой дипломатии, ставшим возможным благодаря Ататюрку и его соратникам, в Турции до сих пор ни у кого не вызывало сомнения.

В учебниках и по сей день пишут, что турецкий народ ценой своей крови освободил страну от интервентов и закрепил данный успех в Лозанне. Именно благодаря непоколебимой воле великого турецкого народа враги разных мастей были выдворены из страны. В народе Лозаннский мир принято называть «купчей» Турецкой Республики.  

Тем не менее, недавно президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган впервые в истории Республики публично оспорил положения Лозаннского мира и выразил сомнение в том, что этот договор можно охарактеризовать как триумф турецкого народа.

«Территория нашей страны занимала около 3 миллионов квадратных километров, мы сумели сохранить лишь 780 тысяч квадратных километров. И это называется триумфом?» - вопрошает глава турецкого государства.

Между тем, данное заявление президента Эрдогана было воспринято греческими властями крайне негативно. Премьер-министр Греции Алексис Ципрас призвал турецкое руководство «не ворошить прошлое и не ставить под сомнение положения международного права».

Однако заявление турецкого президента не носило лишь сиюминутный характер. В течение пары месяцев Эрдоган затронул эту тему несколько раз, и каждое его заявление еще больше напрягало и без того далекие от идеала греко-турецкие отношения. Судя по всему, официальные Афины серьезно озадачены такими заявлениями, как «У Турции отобрали острова, которые лежат у нас под носом, докричаться до каждого из них можно без особого труда» и т.п.

Дело дошло до того, что некоторые члены правительства Греции решили откровенно грубо отреагировать на слова турецкого президента. В частности, министр обороны Панос Камменос, известный своей беспардонностью, заявил, что, мол, если Турции не нравятся условия Лозаннского мира, мы можем вернуться к исходному положению – Севрскому мирному договору.

МИД Турции осудил греческого министра за подобное высказывание и указал Камменосу его место. Тем временем, страсти по Лозаннскому договору накаляются день ото дня.

А теперь по существу…

Так является ли Лозаннский мирный договор 1923 года триумфом турецкого народа, или это все же не более чем продукт пропаганды, имеющий место быть в истории современной Турции?

Во-первых, утрата территорий стала результатом очень сложных геополитических процессов начала ХХ века и поражения Османской империи в Первой мировой войне. За короткий период истории масштабные войны и революционные процессы привели к краху четырех мировых империй.

Коллаборационистское правительство в Стамбуле смирилось с утратой суверенитета, чиновники султана, пребывающие в пораженческом настроении, поставили свои грязные подписи под позорным для Турции Севрским мирным договором. Таким образом, они подготовили для турецкого народа жестокую участь порабощения, на кону стоял вопрос жизни и смерти, турецкая государственность могла и вовсе исчезнуть с лица земли.

И тут на политическую сцену вышли турецкие офицеры, на долю которых выпала честь спасти положение. Оскорбленные генералы никак не могли смириться с утратой статуса великой державы, они сочли своим долгом до последнего вздоха защитить честь турецкого знамени. Мустафа Кемаль и его боевые товарищи ставили честь и достоинство турецкого народа превыше всего. Они учредили Великое национальное собрание Турции и повели за собой миллионы людей, вступив в народно-освободительную войну во имя спасения турецкой государственности.

Во-вторых, не стоит забывать, что современная Турция была построена на руинах Османской империи. Коллаборационисты сдали всю страну еще задолго до начала народно-освободительного движения. Так что отцы-основатели Республики не сдавали более 2 миллионов квадратных километров территорий, наоборот, они отвоевали те 780 тысяч квадратных километров, которыми сегодня располагает современная Турция.

В Европе сегодня нет страны, располагающей большей территорией, чем Турция. Важное географическое расположение Турции еще больше повышает значимость ее территорий. Если бы не народно-освободительное движение и последующий за ним Лозаннский мирный договор на выгодных условиях, то в лучшем случае, на что могли рассчитывать турки при удачном стечении обстоятельств, союзники признали бы за турецким народом небольшое анатолийское государство с центром в Анкаре.

Ярким примером тому является Австро-Венгерская империя всемогущей династии Габсбургов. Будучи союзницей Германской и Османской империй по Тройственному союзу, крупнейшая империя континентальной Европы и цитадель католицизма с 1000-летней историей якобы капитулировала при более мягких условиях. Однако все, что сегодня осталось от некогда мощнейшей Священной Римской империи германской нации (Австрийская империя) – это Австрийская Республика с 84 тысячами квадратных километров территории.

Сегодня заявления президента Реджепа Тайипа Эрдогана по Лозаннскому мирному договору 1923 года могут быть рассмотрены как часть турецкой стратегии на фоне разрастающегося напряжения во взаимоотношениях между Турцией и ЕС. Также вполне возможно, что этот ход был сделан с учетом дальнейших шагов по решению кипрского вопроса. Стоит предположить, что с подобными заявлениями можно выступить по целому ряду обоснованных причин.  

При всем уважении к геополитической стратегии долгосрочной или краткосрочной перспективы, дипломатическим приемам, используемым в качестве рычага давления, или другим элементам и средствам политического воздействия, ведение дебатов по таким тонким вопросам крайне нежелательно.

Конечно, в политике без интуиции и доли риска не обойтись. Каждая страна всегда должна быть готова к новым вызовам и реалиям вне зависимости от перепадов политической конъюнктуры. Однако ни в коем случае нельзя подвергать риску правовой фундамент государства.

Лозаннский мир – это святая святых для турецкого народа.

Джейхун Алекперов

Статья отражает точку зрения автора

Поделиться:
16597

Последние новости

Все новости

1news TV