Детский Паралимпийский комитет – путь интеграции в общество - ФОТО | 1news.az | Новости
Спорт

Детский Паралимпийский комитет – путь интеграции в общество - ФОТО

17:56 - 06 / 03 / 2017
Детский Паралимпийский комитет – путь интеграции в общество - ФОТО

В 2013 году в Азербайджане был создан первый в мире Детский Паралимпийский комитет, который взял на себя смелую миссию.

Помимо непосредственной задачи подготовки спортсменов для паралимпийской сборной, комитет занимается интеграцией детей с ограниченными возможностями в общество. Их реабилитацией и психологической подготовкой.

1news.az поговорил с Исполнительным директором Детского Паралимпийского комитета Камалом Мамедовым, а также спортсменом-активистом Сананом Алескеровым.

Камал Мамедов сам увлекается экстремальными видами спорта, и имеет уже пять прыжков с парашюта. Вспоминая создание комитета, он отмечает, что путь в четыре года был для них не самым легким. «Когда мы в первый раз провели тренировку по бочче, дети не понимали, куда они попали, и что это за игра. Это были дети-сироты с интерната. С этого все и началось в 2013 году, - говорит он, - Если же вы посмотрите за вторыми детскими Паралимпийскими играми, которые мы провели в ноябре 2016 года, то увидите, что эти же дети уже сами выбирают мячи, хотят спортивную одежду и коляску. Это показывает уровень их подготовки, и то, насколько мы продвинулись.

Когда мы только основали комитет, то нам нужен был ребенок, как символ Детского Паралимпийского комитета. Тогда мы столкнулись с серьезными трудностями. Многие родители не хотели, чтобы мы показывали ребенка по телевизору. Помню случай, когда мне сказали, что они девять лет держали ребенка дома из-за инвалидности, и об этом никто не знал. А тут мы хотим снять его для телевидения».

Камал Мамедов отмечает, что в первое время было очень тяжело привлекать детей. «Мы понимаем, что родители хотят видеть ребенка полностью здоровым, и тратят все усилия на лечение. Но можно годы потерять на лечение, и не добиться ничего, а оглянувшись назад, понять, что потеряли столько лет. Ведь будучи инвалидом, можно добиться успеха. Мы пытаемся объяснить это родителям. Реабилитация это хорошо, и можно параллельно заниматься ею. Но мы занимаемся спортом. И кто-то из этих детей в будущем может стать Паралимпийским чемпионом. Но главное, чтобы эти дети не сидели дома, занимались спортом, и интегрировались в общество».

Санану Алескерову 19 лет, он занимается плаванием и ведет активный образ жизни.

«Я 7 лет занимался плаванием на любительском уровне, но три года назад мой друг посоветовал мне обратиться в Детский Паралимпийский комитет, и так я стал членом паралимпийского движения. С тех пор занимаюсь плаванием профессионально, - рассказывает Санан Алескеров, - Я победил на первых Детских Паралимпийских играх. А на последующих соревнованиях участвовал как волонтер. Мне хотелось быть частью этих мероприятий, частью коллектива. Научиться чему-то у организаторов. И я рад, что у меня появилась такая возможность, за что я благодарен президенту страны Ильхаму Алиеву, президенту Паралимпийского комитета Ильгару Рагимову. У нас отличный центр, где есть все условия для тренировок».

Санан рассказывает о том, как спорт поменял его жизнь. «После того, как я стал заниматься спортом, у меня появилось много друзей, знакомых, я стал более активным. Жизнь изменилась в лучшую сторону. Я поверил в то, что могу достичь успеха в жизни. Спорт позволяет развиваться и по жизни. И я задумываюсь над учебой и будущей карьерой. Меня интересуют компьютерные технологии. Хочу получить образование по этой специальности. В этом году планирую поступать».

«Конечно, каждый ребенок не может стать паралимпийским чемпионом, но на пути к этому, он может найти себя в другой сфере, - продолжает свой рассказ Камал Мамедов, - И есть такие случаи. У нас есть ребята, которые тренировались, а сейчас вышли из детского возраста. Кто-то из них сейчас готовится к поступлению в университет, один занялся искусством. Самое главное, чего нам удалось добиться - это активность ребят.

Был случай, когда ребенок пришел к нам в первый раз, и даже у меня он кроме жалости ничего не вызывал. Сейчас он мальчик с характером, который сам приходит к нам. Это мне очень нравится».

Камал Мамедов отмечает, что спорт создает уверенность в себе. Дети понимают свою значимость. «Первые Детские игры мы провели в качестве пропаганды, чтобы показать, что есть такое движение. Дипломы и подарки получили все участники. Но на вторых играх мы отказались от этого, и призы получали только призеры. Дети должны знать, чтобы что-то получить, надо что-то завоевать. Так формируется спортсмен».

Говоря о проблеме с детьми с ограниченными возможностями, Санан Алескеров отмечает, что многое зависит от родителей. «Есть родители, которые держат своих детей взаперти. У меня было не так. Я с детских лет играл во дворе, ходил в школу. Это очень важно, чтобы мы выходили в общество, а уже потом требовать, чтобы оно приняло нас. Если человек до 15 лет не выходит из дома, ему будет очень сложно потом интегрировать в общество».

В свою очередь Камал Мамедов вспоминает интересный случай. «Посещал я тренировки, видел там очень активного мальчика, занимающегося плаванием. Но потом он перестал ходить. Оказалось, что отец ребенка запретил матери вообще выводить его из дома. Мать, скрывая от мужа, водила ребенка на тренировки. Я встретился с отцом, и даже пригрозил ему. Ребенок снова начал тренироваться. Когда мы провели первые детские паралимпийские игры, этот ребенок занял там второе место. Я никогда не забуду, как его отец обнимал меня и плакал от счастья.

Меня очень удивляет, почему родители стесняются инвалидности своих детей. Хотя степень инвалидности того же мальчика совсем не тяжелая. У него отсутствует несколько пальцев на левой ноге. Он одевает специальные башмаки и ничем не отличается от других ребят.

Это стигма, взгляд общества. Я сам человек с ограниченными возможностями уже 12 лет, и сталкивался с этим, выходя на улицу, не раз. Взгляды, обращения к тебе, не правильные выражения. Все это очень давит на человека психологически. Это решается постепенно, в том числе за счет вовлечения людей с ограниченными возможностями к активной работе. Все это показывают СМИ, и ситуация медленно, но меняется. Это сигнал обществу, что мы также способны на все. Раньше показывали инвалидов только, когда им требовалась помощь. Все собирались, жалели их. Сейчас же у нас очень много людей с ограниченными возможностями, которые работают в различных сферах».

«На первых порах нам очень помогал UNISEF, - рассказывает Камал Мамедов, - Они оказали нам поддержку в сфере формирования документов, классификации детей. Классификация – это определение, каким видом спорта может заниматься ребенок со своей инвалидностью, и с какого возраста. Это очень тяжелый процесс.

После того, как мы создали комитет и встали на ноги, поставили перед собой задачу – развивать конкретные виды спорта. Для начала их было три – дзюдо, плавание и бочче. Дальше были включены настольный теннис, голбол и спортивные танцы на коляске. Специалисты у нас на тот момент уже были, но привлекать детей было тяжело. Вместе с тем, хочу отметить, что сейчас число обращающихся к психологу, значительно уменьшилось».

Камал Мамедов отмечает, что сейчас число обращающихся значительно выросло. «Сейчас, спустя 4 года, Детский Паралимпийский комитет объединяет более 130 детей. Но появились и проблемы, материальные. В Сумгайыте функционирует единственный на Кавказе Паралимпийский центр. Проблема заключается в том, что мы не можем сказать родителям детей, которые живут в Баку, чтобы они возили их в Сумгайыт. Возникают проблемы, как материальные, так и по времени. Плюс транспортная инфраструктура, недоступная для людей ограниченными возможностями.

У нас есть свои автомобили, которые предназначены для использования инвалидам. Первое время у нас работали люди на общественных началах. Те же водители, которые не имели никакой выгоды. Сейчас нам помогает компания Azercell, которая уже третий год поддерживает Детский Паралимпийский комитет. Но физически успеть принимать большую группу людей, мы пока не готовы.

За 4 года нашего функционирования ситуация значительно изменилась. Если мы раньше не могли найти детей, то сейчас среди них даже появилась конкуренция. У нас есть парень-пловец, он еще ребенок, демонстрирует отличные результаты. Для сравнения, сейчас по результату, он отстает от бронзового призера Паралимпийских игр в Рио на 0,4 секунд. А ему всего лишь 14 лет. Потенциально, это будущий паралимпийский чемпион».

«Детский паралимпизм – это большой механизм. Но есть силы, которые толкают все это движение вперед. Это невидимая часть айсберга. В Азербайджане развитием паралимпийского движения мы обязаны нашему президенту Ильгару Рагимову. Детский паралимпийский комитет – это его идея», - заключает Камал Мамедов.

Теймур Максутов

Поделиться:
5209

Последние новости

Все новости

1news TV