Крах Украины: является ли безвизовый режим с Европой панацеей от всех бед?
Тофик Аббасов
Новый этап переговоров по новому соглашению между Азербайджаном и Европейским союзом (ЕС) на фоне прорыва Киева в зону «безвиз» нешуточно окрылил не только украинских прозападников, но и их азербайджанских, белорусских, молдавских единомышленников.
Они с белой завистью переживают заоблачную удачу украинских собратьев, наивно полагая, что отныне Киев, наконец-то, ступит на тропу возрождения.
По их глубокому убеждению богатая заграница мановением волшебной палочки, которую до сих пор никто толком-то не видел, покончит с социальными неурядицами некогда богатой страны.
На фото: Протесты на Майдане (Киев, Украина)
Насколько такого рода ожидания вписываются в логику здравомыслия, если не все так просто, как полагают ярые сторонники стихийной кооперации с Западом?
На примере той же самой Украины, стран Балтии, не говоря о других восточно-европейских странах, можно найти исчерпывающий ответ.
Итак, для Азербайджана начались новые раунды прений с брюссельскими эмиссарами относительно политических вопросов, проблем безопасности и по блоку торговых и инвестиционных взаимоотношений. Как известно, базовой платформой связей Азербайджана с Европейским союзом является Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое было подписано в 1996 году в Люксембурге и вступило в силу 1 июля 1999 года.
Ныне стороны ищут пути выхода на качественно новый уровень отношений. Все бы ничего, если б не попытки ЕС поставить телегу впереди лошади, ибо Брюссель все время норовит политизировать природу экономических интересов сторон. На эти увещевания и повелась Украины, которой сегодня не сладко.
Вздыбившие волну прозападной эйфории украинские западники после разрыва с Россией, которая была под первым номером в списке торговых партнеров Киева из стран СНГ, ныне пребывает в непростом состоянии. Причиной нерадостного положения стала бездумная увлеченность политическими играми, которую инициировали лидеры Майдана и главари революции достоинства. Их взяла, но гражданам страны, которую без устали лихорадит, мало что перепало.
Новые пришельцы, согласно устоявшейся традиции, только и делают, что начинают разоблачать предыдущую власть, вместо того, чтобы начать программу реформ на базе внятной концепции поступательных мер. От изнурительной пиар-мототы проблем у граждан не стало меньше, а бедность продолжает наступать по всем фронтам.
Сегодня Украина самая бедная страна Европы, и в этом не малая заслуга тех, кто все еще правит балом на улицах и площадях, распределяя места для претендентов на властные полномочия между высокими кабинетами и мусорными баками. К 25-летию независимости государство подошло к пику кризиса, но заполучив импульс бодрости от Брюсселя в виде упрощения процедуры попадания в объединенную Европу. В состоянии ли эта инъекция преодолеть бедность и социальные пороки, в тисках которых мыкается большинство жителей страны?
На фото: Протесты в Украине
К моменту распада Союза Украина по экономическим показателям занимала 60-е место в мировой табели о рангах. Она обладала довольно привлекательной для того момента промышленной инфраструктурой. Было достаточно обеспечить приток инвестиций, чтобы вывести работавшие предприятия на уровень технологичного производства, и все бы было по-иному.
Вместо разумных действий правящие элиты ударились в стихию стимулирования олигархии, в конце создав конфигурацию неофеодализма. Не случайно местные специалисты подтрунивали над элитой, мол «раньше мы трудились на советских заводах, а теперь — на олигархических».
Одним словом, Украина начала 90-х была намного сильнее, чем сегодняшняя, и этим она не выгодно отличается от Азербайджана, Казахстана, Белоруссии, которые нашли свои пути для преодоления отсталости.
Если использовать спортивную терминологию, то свой предварительный квалификационный забег, после которого Киев добежал до «безвиза», принес ему пиррову победу. И вот почему. Катастрофически уменьшилось население страны.
С 50 миллионов ныне в стране остались порядка 28 миллионов. Отход Крыма, война на юго-востоке с купированием Донецкой и Луганской областей лишили страну демографического ресурса порядка неполных 5 миллионов. А куда же делась остальная недостающая часть населения?
Многие украинцы опередили Киев в реализации прозападной мечты, покинув родные пенаты в частном порядке. Родину оставили не самые крайние, а квалифицированные кадры, умные головы, то есть мозги. Кто-то выбился по специальности, но большинство, так и не сумев реализовать свой интеллектуальный потенциал, подались на не престижные работы, лишь бы прокормиться и не вернуться обратно в страну, которую до сих пор раздирают внутриполитические распри и, как результат, хозяйственный хаос.
Инженеры, технологи, квалифицированные кадры, разъехавшись, оголили стратегические тылы, но зато влились в ряды грузчиков, докеров и персонала обслуживающей индустрии. Так, утечка мозгов и золотых рук стала невосполнимой потерей для страны, которая переживает серьезнейший кризис.
А теперь, когда процедура выезда за кордон упрощается, даже при том, что украинцам выдаются визы без права на работу, благоприятных условий для выезда из страны станет больше. Страна, которая 20 лет назад была сильнее Польши и Белоруссии, ныне уступает по ВВП Туркменистану и Таджикистану. Большинство украинцев проедает все, что зарабатывает.
По расчетам национальных прогнозных центров ощутить хоть небольшое улучшение Украина сможет не ранее, чем через 10 лет, если восстановится стабильность и производительные силы возобновят антикризисные действия.
Если же оправдаются пессимистические ожидания без дополнительных инвестиций, то Украина сможет вернуться к максимальному в прошлом уровню ВВП 2008 года только через 8 лет. А если девальвацию не остановить, то не раньше 2030 года.
Вот такие нерадостные перспективы воссоздают национальные экономические центры, которые не подвержены политическим пристрастиям и далеки от мысли ассистировать космополитам, которые продолжают ожесточенные разборки в дележке неразделенного национального имущества.
Инвесторы забыли дорогу в страну, потому что нестабильность никого не прельщает. Элита пока не может взять ситуацию под контроль, ибо решает задачи разграничения полномочий, и это происходит в условиях спада производства, капитуляции некогда мощной науки. Потому, наверное, государственные предприятия воспринимается людьми не иначе, как крыши олигархата.
Не лучше ситуация и в странах Балтии, особенно, в Латвии и Литве. Больше всего жителей уехало из этих государств на постоянное место жительство в Европу. Население Латвии сократилось почти на четверть. Большинство среди выехавших составили дипломированные кадры, для которых поиск работы на родине превратился в сущий кошмар.
Вхождение в ЕС обернулось для них потерей производственной инфраструктуры. Старое по милости продвинутых западников умерло, а новое не родилось. Обещанные инвестиции затерялись по дорогам объединенной Европы, которой сейчас уж точно не до переформатирования постсоветских ареалов.
На фото: президент Украины Петр Порошенко
Украина по всем тревожным направлениям может установить новые антирекорды, потому как политики не никак не представят антикризисную концепцию, с помощью которой станет возможно возвращение страны в лоно стабильности.
Обездоленная Украина – жертва политических игр, затеянных европейскими институтами с участием прозападных кругов страны. Последние в спектре судьбоносных ориентиров определенно запутались в расстановке средств и целей. Доведя положение до катастрофического раздрая, неискушенные лидеры поставили под удар надежды людей на самодостаточную жизнь и ясную перспективу.
Печальный опыт Украины - поучительный урок на предмет, чего делать нельзя и как опасно увлекаться формой в ущерб содержанию. Когда в Азербайджане сторонники стихийной выдачи вотума доверия ассоциированному членству в ЕС с высокого трона «компетентности» выдают вердикты, впору вопросить – а нам оно надо?
Статья отражает точку зрения автора и может не совпадать с позицией редакции