Геополитическая игра Турции в попытке вернуть Запад на рельсы переговоров по членству в ЕС
Не лучшие времена наблюдаются во взаимоотношениях Турции с Европой.
На фоне решения Евросоюза о прекращении переговоров по вступлению Турции в ЕС обиженная Анкара в поиске новых партнеров вдруг заявила о возможности вступления в таможенную зону Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС).
Соответствующее заявление было озвучено министром экономики Турции Нихатом Зейбекчи, сообщившим о начале переговоров по таможенному соглашению с ЕАЭС.
К месту будет отметить, что тем самым Зейбекчи сделал довольно серьезный реверанс в сторону России, которая уже давно активно зазывает Турцию в ЕАЭС. Заполучив в свое объединение регионального экономического гиганта - Турцию, не менее обиженная Западом Москва хочет продемонстрировать Старому Свету жизнеспособность ЕАЭС, где ей принадлежит роль первой скрипки.
Между тем, заявление турецкого министра породило панику и повод для спекуляций в Армении. Умы в армянском руководстве, сначала испытав ужас от перспективы вступления в организацию их заклятого врага, затем смекнули, что из этого можно извлечь для себя определенные дивиденды в виде разблокирования Армении путем открытия границ с Турцией, закрытых по причине оккупации Ереваном азербайджанских территорий.
Поддавшись иллюзии собственной значимости, они в качестве предусловия для заключения таможенного соглашения между ЕАЭС и Турцией намерены требовать от Анкары открытия границ с Арменией, в противном же случае грозятся использовать свое право «вето» при рассмотрении вопроса присоединения Турции к таможенной зоне ЕАЭС. Но они явно переоценили собственную важность, ведь если России захочется увидеть Турцию в ЕАЭС, то мнения Еревана никто и не спросит.
Напомним, что даже когда перспективы членства в ЕС для Турции еще были реальными, Анкара в 2009 году пошла на подписание, но так и не ратифицировала известные цюрихские протоколы, предусматривающие открытие границы с Арменией, нормализацию и установление дипломатических отношений с этой страной.
Подписание этих протоколов было условием Европы, предъявленным для приближения Турции к членству в ЕС еще на один шаг. Того ЕС, в двери которого Анкара стучится аж с 1987 года, заключив с этой структурой ассоциативное соглашение еще в 1963 году. И если Турция ради своей заветной цели обрести полноправное членство в ЕС не поступилась интересами Азербайджана, открывать свои границы с Арменией ради вступления в ЕАЭС она тем более не станет.
Да, поводом для закрытия турецко-армянской границы стала оккупация азербайджанских территорий, но не стоит забывать о том, что для этого причин у самой Турции предостаточно. Ведь Армения и в своей декларации независимости, и в конституции, и на государственном гербе заложила территориальные притязания к Турции.
На фото: герб Армении. В самом центре изображена гора Агрыдаг, которую армяне называют Араратом, находящаяся на территории Турции.
Кроме того, армянская диаспора и лобби по всему миру, и небезуспешно, прилагают усилия, чтобы добиться признания так называемого «геноцида армян» 1915 года в Османской империи с прицелом на получение о Турции компенсаций для потомков «жертв» этого «геноцида».
Но вернемся к главному: насколько серьезна Турция в своем стремлении в ЕАЭС? Что в реальности стоит за заявлением Зейбекчи?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся опять же к истории. В 1995 году Турция и ЕС подписали соглашение о таможенном союзе на 20 лет. Срок действия данного соглашения истек в 2015 году. Документом предусмотрено, что если его не обновляют, то он автоматически продлевается. За годы действия этого соглашения Турция значительно окрепла в экономическом плане. Ведь ЕС – самый платежеспособный и наиболее регулируемый законом рынок в мире, так что экономический рост был стабильным. Недаром все стремятся сотрудничать с ЕС. Но Евросоюз за последние 20 с лишним лет подписал 26 соглашений о свободной торговле с разными странами. Турция же, будучи членом таможенного пространства Евросоюза, но не являясь членом ЕС, не имеет права участвовать в установлении правил торговли этой организации с партнерами. В конечном итоге это привело к возникновению неравных условий сотрудничества ЕС с Турцией и между ЕС и другими партнерами, например, с Бразилией. Потому что Бразилия, к слову, может через ЕС поставлять в Турцию свою продукцию без обложения пошлинами, а поставляемая в Бразилию турецкая продукция облагается пошлинами, что создает проблемы с конкурентоспособностью турецких товаров.
Выражая недовольство этим положением, Турция предприняла попытку надавить на ЕС, грозясь уйти в Шанхайскую организацию сотрудничества или подписать таможенное соглашение с ЕАЭС.
Но ЕАЭС с общим населением, не дотягивающим до 185 млн человек, расположен в 10 тыс. километрах (не считая Армении) от Турции, в то время как более чем 500-миллионный рынок ЕС с его налаженной транспортной инфраструктурой находится под боком. Кроме того, торговый оборот Турции в 2016 году составил 341 млрд долларов, и только 28 млрд из них, то есть 8%, приходятся на ЕАЭС, в то время как на долю Евросоюза приходится более 140 млрд долларов, то есть почти 45%. Следует также указать, что из вложенных в Турцию в 2016 году 12,273 млрд прямых инвестиций 64% приходятся на Европу.
Наконец, последний аргумент в пользу того, что турецкий министр все же блефует, заключается в том, что в подписанном между Анкарой и ЕС соглашении о таможенном союзе указано, что Турция не может быть членом схожих объединений, создаваемых третьими странами.
Конечно, вступление в таможенную зону ЕАЭС может быть выгодно Турции в том плане, что это лишнее пространство, куда она может сбыть свою продукцию. Но вышеуказанный документ с ЕС не позволяет Турции заключить таможенное соглашение с ЕАЭС.
Изложенное мнение подтверждают и азербайджанские эксперты.
Так, накануне в беседе с 1news.az депутат Милли Меджлиса, политолог Расим Мусабеков также отметил, что вступление Турции в таможенную зону ЕАЭС по определению невозможно, так как она связана ассоциативным соглашением с Европейским Союзом и состоит в таможенном союзе с ним. По его словам, «Россия сегодня заинтересована в том, чтобы к этому объединению подтягивать кого-нибудь, пусть даже это будет формально». «И я думаю, что вся эта болтовня насчет евразийского союза инспирирована именно там. Москве важно показать, что формат ЕАЭС имеет перспективы», - заявил Р.Мусабеков.
В унисон ему прозвучали слова другого депутата Милли Меджлиса, лидера Партии демократического развития Асима Моллазаде, считающего заявление турецкого министра не соответствующим реальной ситуации: «Основным партнером Турции является Европейский Союз, и Турция многие годы входит в таможенный союз ЕС. Изменение этого статуса в настоящее время может нанести очень серьезный вред экономике Турции, потому что объем рынка ЕАЭС не соответствует складывавшимся многие десятилетия экономическим связям Турции с Европой».
Из всего вышесказанного следует, что заявление министра Зейбекчи носит чисто политический характер, поскольку экономически, как мы выяснили, членство в ЕАЭС для Турции контрпродуктивно.
А цель его заявления - оказать давление на Евросоюз, угрожать ему дрейфом Анкары в сторону ЕАЭС, если Брюссель не опомнится и не возобновит переговоры, пусть по призрачной, но все же перспективе членства в ЕС.
1news.az
Текст: Ялчин Алиев