«Чаша весов»: экономические показатели против демагогии Саргсяна
В октябре в Ереване пройдет очередное заседание межправительственного совета Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – «детища» РФ, а в ноябре руководство Армении наметило посетить саммит ЕС в Брюсселе по «Восточному партнерству».
При этом от результатов ереванской встречи ЕАЭС зависит, подпишет ли Армения соглашение об ассоциации с ЕС или же предпочтет не портить отношения с РФ, вассалом которой она фактически является.
Вот уже полгода, как в Армении активно ведутся дискуссии о выходе из ЕАЭС. Правительство на официальном уровне бравирует цифрами, пытаясь показать светлую сторону членства Армении в ЕАЭС, однако независимые эксперты и обыватели отмечают реальное ухудшение экономического положения страны.
Приведем данные социологического опроса, проведенного в период с 1 июня до 1 сентября 2017 года армянским Центром глобализации и регионального сотрудничества среди порядка 1000 человек в разных городах Армении.
Судя по этому опросу, 50,67% населения Армении считает, что вступление в ЕАЭС отрицательно сказалось на стране.
На вопрос, считают ли респонденты Россию союзником Армении, 34,33% опрошенных дали положительный ответ, 30,56% - отрицательный, а 35,11% считают РФ частично союзником.
«40% опрошенных считают, что тесные связи с РФ препятствуют отношениям Армении с ЕС, 29,6% думают обратное, а 29% считают, что отношения с Россией лишь частично препятствуют отношениям с ЕС», - следует из результатов опроса.
Примечательно, что 78% респондентов негативно оценивают отказ Армении от подписания соглашения об Ассоциации с ЕС, 20,5% - положительно. Активизацию отношений Армении с ЕС 88,6% граждан Армении оценивают положительно, 10% - негативно.
На днях глава делегации ЕС в Армении Петр Свитальский заявил, что возможный договор об ассоциации не будет противоречить обязательствам, взятым Арменией в рамках других международных договоров и территориальных объединений.
Однако в Москве, под диктовку которой живет Армения, любое упоминание о ЕС вызывает раздражение.
Понимая это, Армения проводит свои манипуляции, называя их «многовекторной политикой», что далеко от сути и вызывает лишь усмешку.
На встрече в начале сентября с делегацией министерства экономического развития РФ премьер-министр Армении Карен Карапетян заявил: «Несмотря на то, что российский капитал имеет большую вовлеченность и представленность в Армении, убежден, что армянский рынок пока недооценен для российских компаний, особенно в плане выхода на рынки третьих стран: Ирана, Европейского союза. Этому могут существенно способствовать свободная экономическая зона в Мегри и действующая с ЕС система GSP+ (отсутствие таможенных тарифов на более чем 66% тарифных позиций продуктов)».
Козыряя «особыми» коммерческими связями с ЕС, Армения в своей официальной статистике товарооборота тем не менее констатирует – Франция и Германия (лидеры ЕС) – на 7-м и 8-м местах по объему товарооборота, а на первом – все та же Россия.
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС) России, в 2016 году внешнеторговый оборот России и Армении превысил $1,3 млрд, из них российский экспорт составил $957,3 млн, а импорт - $378,3 млн.
В структуре экспорта России в Армению в 2016 году основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров: минеральные продукты (40,96% от всего объема экспорта России в Армению); продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (17,27%); машины, оборудование и транспортные средства (15,62%); металлы и изделия из них (9,26%); продукция химической промышленности (6,99%); драгоценные металлы и камни (3,50%); древесина и целлюлозно-бумажные изделия (2,27%).
Российский импорт в 2016 году был представлен следующими группами товаров: продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (60,73% от всего объема импорта России из Армении); машины, оборудование и транспортные средства (12,43%); драгоценные металлы и камни (10,36%); текстиль и обувь (10,24%); продукция химической промышленности (1,82%).
По данным ФТС РФ, внешнеторговый оборот России и Армении в первом полугодии 2017 года составил $726,6 млн, в том числе российский экспорт — $523,3 млн, импорт - $203,3 млн.
Объем накопленных российских капиталовложений в экономику Армении составляет порядка 40% всех иностранных инвестиций (первое место). В республике действуют около 1,3 тысячи предприятий с российским капиталом (около трети всех СП), в том числе крупнейшие российские компании — ПАО «Газпром», ПС «Росатом», ОАО «РЖД», ОАО «ГеоПроМайнинг Голд», ОАО «Банк ВТБ», ОК «РУСАЛ».
Причем, большинство перечисленных компаний не просто работает на территории Армении, а фактически владеет активами этого государства.
Так, ЗАО «Газпром Армения» полностью принадлежит «Газпрому», играет значимую роль в развитии экономики страны, а также является самым крупным работодателем в нем - более 7000 сотрудников.
Армянская железная дорога находится под управлением ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» - специально созданным в Армении 100% дочерним обществом ОАО «РЖД».
Министр экономического развития и инвестиций Армении Сурен Караян на сентябрьском «круглом столе» на тему «Два года членства Республики Армения в ЕАЭС: первые результаты» заявил, что «в 2016 году экспорт готовой продукции из Армении в РФ вырос на 51,3%, а в другие страны ЕАЭС (Казахстан, Кыргызстан и Беларусь) - в разы».
Армянские эксперты, изучившие последние данные Евразийской экономической комиссии (структура ЕАЭС) за первое полугодие текущего года, пришли к выводу, что объемы армянского экспорта в Российскую Федерацию выросли, главным образом, за счет алкогольной продукции, в частности, коньяка.
На долю Армении приходится всего 0,9% (!) от общего объема торгового оборота между странами ЕАЭС.
По сравнению с другими четырьмя странами-участницами этого союза - это самый низкий показатель. Самый высокий показатель, конечно же, у России – 62,8%.
Доля Армении в сфере импорта составляет 2,4%. Это означает, что внутри ЕАЭС Армения выступает в основном в роли покупателя, а не продавца.
Согласно данным Евразийской экономической комиссии, в январе-апреле 2017 года Армения экспортировала в страны ЕАЭС товаров на сумму $134,5 млн (из них $57 млн - коньяк, рост на 69,5%) при этом $131 млн составил экспорт в Россию.
Получается, что остальным странам ЕАЭС армянские товары не нужны.
Более того, та же РФ, помирившись с Турцией, сократила закупку помидоров в Армении почти на 66%, сыра - на 82%.
Журналист Айк Геворкян в начале сентября в своей статье в «ИноСМИ» о роли ЕАЭС для Армении подверг скепсису все заявления чиновников Армении о том, что с 2015 года перед страной открылся 170-миллионный рынок благодаря вступлению в ЕАЭС.
«Рассмотрим несколько показателей. В 2013 году (первые заявления о желании интегрировать в ЕАЭС), ВВП Армении составил $11.2 млрд. В 2016 году, спустя три года после присоединения, ВВП Армении составил $10.3 млрд (падение больше чем на 8%).
ЕАЭС говорит о другой методике расчета статистики, но даже по ней в первый год членства в ЕАЭС экономический рост составил 3,2%, а в 2016 году – всего 0,2%.
В 2013 году, когда Армения еще не была членом ЕАЭС, занятость в Армении, по статистическим данным, составляла 1 миллион 164 тысячи человек. В 2015 году этот показатель упал до 1 миллион 072 тысячи, а 2016 году – 1,006 миллиона.
Определенный идеологией ЕАЭС принцип свободного передвижения рабочей силы привел к тому, что раньше выезжающие в Россию на временные заработки граждане Армении теперь постоянно обосновались в России», - пишет А.Геворкян.
Армения на днях создала себе проблему с РФ в плане свободного передвижения рабочей силы, присвоив русскому языку статус «иностранного», а не «официального». Таким образом, водительские удостоверения граждан Армении перестают быть действительными в РФ, что однозначно отразится на грузоперевозках.
Стоит отметить и тот факт, что лидеры стран ЕАЭС заявляли о намерении перейти к единому рынку энергоносителей только в 2025 году.
«В результате получается абсурдная ситуация, которая никак не может поместиться в примитивную экономическую логику. Картина такова: армянские и российские производители вроде находятся в едином экономическом пространстве ЕАЭС, но армянский производитель используемые в производстве газ и нефтепродукты покупает приблизительно в два раза дороже, и это входит в себестоимость товара. Получается, что тот же товар, производимый в Армении, стоит намного дороже, чем в России, даже по себестоимости. Но эти производители конкурируют друг с другом на одном экономическом пространстве. Это абсурд», - пишет А.Геворкян, добавляя, что Армения вступила в ЕАЭС по чисто политическим соображениям, приведшим к экономическому абсурду.
С этим трудно не согласиться.
Ведя неконструктивный диалог с Азербайджаном по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта, Армения осталась «за бортом» развития сети нефтегазопроводов в регионе, транспортного «Великого Шелкового пути».
В итоге, загнав себя в угол, Армения, сама того не признавая, потеряла свой суверенитет, а ее экономика находится на грани коллапса.
Лада Евграшина