Сепаратизм в Каталонии и Иракском Курдистане – следствие двойных стандартов Запада
Бархатный сезон в этом году выдался на удивление жестким – сентябрь запомнился активизацией сепаратистских настроений сразу в нескольких уголках мира, которые разделяют тысячи километров - в Иракском Курдистане и Каталонии.
Правда, оба этих региона уже давно были пороховой бочкой для центральных властей своих стран. Но если раздираемый неутихающими войнами и нескончаемыми конфликтами Ближний Восток был весьма благодатной почвой для попытки реализации курдами мечты о собственном государстве, то разразившийся кризис в отношениях Мадрида и Каталонии стал для Европы холодным душем похлеще Брексита.
«Не Барзани единым»?
Несмотря на то, что на референдуме 25 сентября Иракский Курдистан подавляющим большинством проголосовал за независимость, де-факто курды, населяющие север полуразвалившейся страны, уже давно пользуются правами, которое им предоставляет широкая автономия.
Создание автономии Иракского Курдистана началось с соглашения между курдской оппозицией и правительством Ирака в марте 1970, после многих лет боевых действий. Однако соглашение не было реализовано, и в 1974 году Северный Ирак погрузился в новый кровавый конфликт между курдами и иракскими властями.
Создание американцами т.н. «Иракского Курдистана» в 1990-1991 годах в ходе операций «Доказанная сила» и «Обеспечить комфорт» было продиктовано необходимостью обеспечения запасного сухопутного плацдарма для нанесения удара по Ираку и развития наступления с Турции в случае возникновения необходимости в свете подготовки к войне в Персидском заливе. Планированием и реализацией указанных мероприятий занималось Европейское командование вооруженных сил США.
Американское вторжение в Ирак в 2003 году и последующие политические изменения привели к ратификации новой иракской конституции в 2005 году, по которой курды получили статус широкой автономии.
Сегодня Иракский Курдистан – практически полностью независимое образование, которое имеет собственного президента, парламент и вооруженные силы. Разрешение на формирование Курдистаном своих вооруженных сил закреплено в конституции Ирака, так же указано, что центральной иракской армии запрещено входить на территорию Курдской автономии.
Что же сподвигло лидера автономии Масуда Барзани инициировать референдум о независимости? Что это – искренняя вера в свое же заявление о том, что «это принесет стабильность в регион»? Между тем, реальную стабильность в регионе могла бы обеспечить реализация договоренностей с турецким президентом Эрдоганом, достигнутых в ходе поездки Барзани в курдонаселенный Диярбакыр, где курдский лидер заверял, что «стабильность региона упирается в вечную дружбу и братство курдов и турок».
И эти, без преувеличения сказать, исторические соглашения уже начали приносить реальные плоды – Турция начала транзит нефти из Северного Ирака - по нефтепроводу Киркук-Юмуталык до нефтяного терминала в Джейхане.
Кроме того, в ближайшей перспективе на границе между Иракским Курдистаном и Турцией, вдобавок к пограничному переходу Habur должно было открыться еще два КПП. Эти и другие проекты, наряду с реальной выгодой обеим сторонам, могли обеспечить процветание региона в целом.
Теперь эти планы не просто иллюзорны - уже в день референдума в Иракском Курдистане Турция значительно ужесточила пограничный режим даже на Habur, где столпились тысячи людей, желающих покинуть север Ирака.
Более того, турецкий премьер Бинали Йылдырым, заявив о незаконности и неприемлемости референдума, допустил прекращение транзита нефти из Иракского Курдистана, невзирая на экономические потери для самой Анкары.
«Когда на кону - вопрос национальной безопасности, 300-500 миллионов долларов - это не та проблема, из-за которой такая экономически сильная страна, как Турция, может пренебречь своей национальной безопасностью», - заявил он.
«Мы не хотим вводить какие-либо санкции против Эрбиля, но при необходимости мы это сделаем», - заявил в свою очередь вице-премьер Бекир Боздаг. Коротко и предельно ясно.
Нелишне будет отметить, что против референдума выступила не только страны региона: Багдад, Анкара, Тегеран, но и ряд европейских столиц вместе с Вашингтоном, который, к слову, Анкара неоднократно упрекала в вооруженной поддержке сирийских ячеек PKK в борьбе против ИГИЛ, предупреждая, что использование одних террористов против других, как правило, ни к чему хорошему не приводит.
Возможно, это тоже сыграло не последнюю роль в отказе администрации курдской автономии Ирака от заманчивых перспектив процветания огромного региона. Так неужели для Масуда Барзани призрачная независимость намного важнее экономических интересов своей родины и своего народа? Ведь проголосовать на референдуме это одно, а построить реальное, стабильно работающее и эффективно управляемое суверенное государство – совсем другое.
Тем более что он же после референдума заявил, что итоги голосования «не приведут к немедленному объявлению независимости, но должны открыть двери для переговоров»?
Для чего тогда надо было проводить референдум, в чем смысл? Что это – хитроумная игра или дело здесь вовсе не в Барзани (ну, или, по крайней мере, не только в нем)?..
«Фламенко с кастаньетами»
Родина великих Гауди и Дали, испанский туристический рай и богатейшая провинция страны - Каталония, полагая, что Мадрид «забирает у нее больше, чем отдает», стремится разорвать все связи с ним аж с 19-го века, когда она превратилась в центр промышленности Испании.
После смерти испанского диктатора Франко в 1979 году регион получил статус автономии, а в 2005 году парламент Испании признал каталонцев отдельной нацией и предоставил региону налоговые льготы.
Однако уже в 2010 году Конституционный суд отменил реформу автономного статуса Каталонии. Каталонцы потеряли возможность сохранять у себя большую часть налогов (в отличие от басков, имеющих такие права), а также право называться нацией, что привело к волне протестных настроений.
1 октября эти настроения вылились в драматический референдум об отделении от Испании - на ряде участков произошли серьезные стычки между полицией и людьми, которые пришли проголосовать, в столкновениях пострадали более 800 человек. Тем не менее, власти региона заявили, что за независимость проголосовали 90% каталонцев. Центральная власть, со своей стороны, считает, что никакого референдума о самоопределении в Каталонии не было.
Что принесет Каталонии отделение от Испании и превращение в независимое государство?
Аналитики полагают, что пострадают от этого как сама Испания, так и непосредственно мятежный регион. В частности, прогнозируется значительный спад потока туристов по причине значительного подорожания товаров и услуг. Сложившаяся ситуация сильно ударит по производителям, что приведет к росту безработицы.
Не факт и то, что отделившаяся Каталония автоматически станет членом Евросоюза, о чем, к слову, ЕС уже предупредил. Более того, следует отметить, что принятие новых членов в ЕС возможно исключительно при единогласном согласии действующих членов. А Испания скорее всего воспользовалась бы правом на вето, в случае если бы каталонцы добились рассмотрения такого вопроса.
Это значит, что производимая в Каталонии продукция при экспорте за рубеж теряет таможенные льготы и как следствие собственную рентабельность. Правда, сегодня Каталония производит почти 20% всего ВВП Испании, а доля экспорта из Каталонии составляет 25% всего экспорта страны. Однако, как ни странно, крупнейшим потребителем каталонских товаров является… сама Испания.
Происходящее затрагивает даже спортивную сферу - звездный каталонский клуб «Барселона» уже понес финансовые потери из-за проведения домашнего матча с «Лас-Пальмасом» без зрителей, а сборная Испании рискует остаться без Чемпионата мира 2018 года. Да и в каком чемпионате будут играть каталонские «Барселона» и «Эспаньол», лишись они права выступать в испанской «Ла Лиге»?
Возникшая политическая напряженность грозит не только экономическими, но и серьезными политическими рисками, причем не только для Испании, но и для Европы в целом.
«Призрак бродит по Европе»
Ведь есть еще Северная Ирландия и Уэльс, есть Валлония и Фландрия, есть Валенсия, Галисия, есть баски, есть Падания, Сицилия и Сардиния, Ломбардия, есть Бретань, Эльзас, Прованс и Корсика, Силезия и Моравия, есть другие регионы, которые, возможно, тоже когда-нибудь могут поднять вопрос отделения от центральных властей своих стран.
Есть Шотландия, которая – правда, с разрешения Лондона - уже провела свой референдум. Правда, большинство шотландцев тогда проголосовали против отделения от Великобритании, но перевес был незначительным, и кто знает, может спустя какое-то время они пожелают провести еще один референдум, и его итоги будут уже другими?
Глава правительства Шотландии Никола Стерджен уже заявила о своем желании провести новый референдум о независимости региона. «Если мы говорим о настоящей возможности для Шотландии сделать выбор, то голосование должно пройти в период между осенью 2018 года и весной 2019, когда ясны условия Brexit, но еще есть шанс пойти собственным путем», - сказала она.
И где гарантия того, что когда-нибудь с аналогичной проблемой не столкнется Вашингтон, где, скажем, независимости захочет испаноязычное или темнокожее население, или, например, южные штаты пожелают выйти из состава США и образовать собственное государство?..
«Европейский стандарт»
Интересно, задумываются ли западные политики, наперебой кричащие о растущей угрозе сепаратизма в Европе о корнях разразившегося кризиса, а если задумываются, приходит ли им на память далекий 1988-й год, когда в Азербайджане поднял голову армянский сепаратизм?
Сейчас европейские лидеры, Еврокомиссия и Европарламент дружно заявляют о незаконности референдума в Каталонии, призывая испанские власти и сторонников независимости региона к диалогу.
А вспоминают ли они, как Азербайджан уже много лет призывает их одуматься и отказаться от двойных стандартов, предостерегая, что равнодушное молчание европейских столиц сегодня, может завтра аукнуться и больно ударить по ним самим, что, собственно, сегодня и происходит.
«В соответствии с конституцией Испании вчерашнее голосование в Каталонии было незаконным», - заявил в понедельник на пресс-конференции в Брюсселе официальный представитель Еврокомиссии Маргаритис Схинас. По мнению Еврокомиссии, независимость Каталонии - внутреннее дело Испании, которое должно решаться согласно испанской конституции.
Схожие заявления последовали и за референдумом в иракском Курдистане. Практически все ведущие западные государства назвали его незаконным.
Мгновенная реакция, не так ли? А что же вы молчите и гладите Армению по голове, словно неразумное дитё вот уже без малого 30 лет, закрывая глаза на грубейшее попрание ею международного права?
Неужели непонятно, что все это - уже тенденция, которая, если ее не остановить, очень скоро может охватить весь мир? Не слишком радужная перспектива, не так ли? Между тем, прекратить ее, и не допустить появления новых очагов напряженности было возможно, безоговорочно признавая территориальную целостность стран и категорически пресекая все без исключения проявления сепаратизма, не деля ее географию на «свою» и «чужую».
Не поздно сделать это и сейчас. Лучшее начало для этого процесса - введение жестких санкций против Армении с тем, чтобы принудить ее отказаться от агрессорской политики и вывести свои войска с оккупированных азербайджанских территорий.
1news.az
Текст: Ф.Багирова