Velotural о сложностях путешествия вокруг света, ночи в «обезьяннике» и не только: «Моя цель была – выжить» – ФОТО
Отправиться в кругосветное путешествие – для большинства людей эта фраза звучит как мечта, потому что, будучи обремененным семейными обязательствами и финансовыми трудностями, невозможно все бросить ради цели увидеть мир.
Турал Аббасов, с детства зачитываясь книгами о дальних странах, мечтал, что когда-нибудь покинет стены своего дома, чтобы совершить кругосветку. Поднакопив денег, он оставил высокооплачиваемую работу в Организации Объединенных Наций и отправился в довольно продолжительное и опасное путешествие по четырем континентам: в Азию, Австралию, Северную Америку и Европу, избрав средством передвижения велосипед.
Мы уже беседовали с Туралом, когда он только начинал свой путь. А недавно наш соотечественник вернулся обратно, имея за плечами два с половиной года странствий, и снова поделился с нами захватывающими историями из своего опыта.
- Турал, чем вы планируете заняться сейчас, по возращении в Баку?
- Я хочу посвятить несколько ближайших месяцев написанию книги о своем путешествии. После того, как я ее напечатаю, начну думать о новой работе, потому что мне нужно продолжать зарабатывать деньги – у меня нет богатого папы, и я не получал никакого наследства от дяди из Нигерии (смеется). Но предстоящую зиму я планирую провести лениво, забурившись как медведь в своей берлоге – иными словами, есть, пить и «заплывать жиром». Сейчас все мои друзья и родственники каждый день приглашают меня на застолье, так что я попал в гастрономический рай.
- Вы объездили огромное количество стран. Расскажите, где вам понравилось больше всего и почему?
- Сложный вопрос… Так как я - человек дороги, я вам отвечу не по странам, а по отрезкам пути. Номер один для меня – это Памирский тракт, второе самое высокогорное международное шоссе в мире, по которому я направлялся из Таджикистана в Кыргызстан.
Это шоссе, можно сказать, «all inclusive», все, что вы ожидаете получить от велопутешествия в одном пакете – завораживающие пейзажи, реки, озера, горные плато, селения, интересные люди, ночевки в палатке под красивейшим звездным небом. После этого можно спокойно ехать домой, потому что все самое главное ты уже увидел и прочувствовал. Также незабываемые ощущения дарит Австралийский аутбэк – огромная пустынная территория в самом сердце Австралии.
- Где местные люди были склонны идти с вами на контакт, а в каких странах, напротив, вы сталкивались с агрессией или, может, возникали проблемы с полицией?
- Я вам скажу так – если вы утратили веру в человечество, людскую доброту и хотите ее вернуть, такое путешествие – то, что надо. Говорят, человек человеку волк, но это не так. Я убедился в том, что люди в большинстве своем очень простые, добрые, щедрые, всегда готовые поделиться и прийти на помощь. И знаете, очень приятно – видеть подобное отношение от совершенно не знакомых тебе людей. В нашей стране так же – если в мою дверь постучится какой-то немец на велосипеде и попросит переночевать у меня, я не откажу ему. Этому способствуют и обычаи, и религия, и просто интерес к туристу.
Правоохранительные органы тоже в целом относятся с уважением к путешественникам. Только в Казахстане я попал в небольшую передрягу, потому что по собственной глупости не выяснил заранее, что после въезда необходима регистрация. Я поехал прямо в степь из Актау, нарушил миграционное законодательство и меня арестовали на границе, вернув обратно под эскортом солдат. В результате, меня приговорили к суткам в изоляторе, грубо говоря, в «обезьяннике», также известном как КПЗ.
Это была уже вторая неделя путешествия. Так как первая неделя была достаточно сложная, я только привыкал к режиму, был постоянно потный, грязный, уставший, сонный, тело еще не вошло в ритм, на меня очень подействовала эта неприятность. Я сидел в общей камере и думал: «прямо картина маслом». Рядом со мной на нарах лежит узбекский гастарбайтер, которого завтра депортируют, мои ценные вещи в сейфе у надзирателей, велосипед и сумка в гараже у таксиста, которого я встретил на улице и попросил присмотреть за ними за определенное вознаграждение.
Это была ужасная ночь. Мне мерещились разные ужасы, - что завтра, когда я выйду, половина ценных вещей будет украдена, таксиста я не найду а даже если найду, то он сделает вид, что меня не знает и я ничего не смогу доказать, находясь в чужой стране. От этих мыслей я не мог уснуть и даже ничего не поел наутро. Но все обошлось. И это был единственный серьезный случай с полицией, после которого я стал более внимательным в плане виз, регистраций, заранее все уточнял и перепроверял.
- А еще случались какие-то форс-мажорные ситуации?
- У меня было два серьезных падения. Первое в Китае – там был опасный участок дороги, шла стройка, на меня начал наезжать грузовик, и я упал на запястье. Я не получил перелома, но заработал трещину, в результате чего рука распухла. Мне наложили гипс, и я решил взять «больничный» на месяц – прилетел домой, вылечил руку, потом поехал обратно и сделал рестарт.
Второй случай произошел в Таиланде. На одном из островов я ехал на велосипеде без майки, и на крутом спуске упал, жестко ободрав себе спину и плечи. На колени образовалась открытая рана, мне наложили швы и этот планируемый райский отдых обернулся очередным «больничным». Я сидел весь перебинтованный в бунгало на берегу и смотрел с завистью на людей, которые купались в море. Потом встал на ноги и продолжил свое путешествие.
А в целом, можно сказать, мне повезло. Я сам тоже старался минимизировать риски, узнавать заранее культурные и социальные особенности страны, в которую направляюсь, чтобы не попасть в какие-то неприятные ситуации. И так получилось, что мне ни разу не встречались явные представители криминального мира, никто не пытался меня ограбить или убить. Моментами, конечно, на границе назревали драки, но я всегда вспоминал слова великого мудреца Сунь Цзы: «Лучший бой – это бой, который не состоялся».
Я старался не поддаваться на провокации, потому что моя цель была – выжить. Если бы назрел конфликт с угрозой для здоровья, я бы отдал все, что у меня есть, главное – остаться в живых. Только в фильмах герой выходит против пятерых и голыми руками раскидывает всех по сторонам. В жизни все иначе – ты можешь быть мастером спорта по тайскому боксу, но в уличной драке обстоятельства обернутся против тебя. Поэтому лучше не строить из себя героя. У меня был с собой нож, но я дал самому себе слово, что воспользуюсь им в случае крайней необходимости, когда придется защищать себя, если не останется других вариантов. И не уверен, что даже тогда достал бы его.
- Значит, вам на пути встречались опасности. По вашему мнению, для девушек не подойдет такой вид путешествий?
- Когда я был на Памире, то познакомился с худенькой и хрупкой девушкой - Линдой Байер. Она была самой храброй, пробивной, «железной» девушкой из всех, кого я знаю, хотя с виду никогда так не скажешь. Она тоже путешествовала в одиночку. Еще я познакомился с одной англичанкой - Элис. Она была очень красивая, сексуальная, ездила на велосипеде в шортах, и я представляю, насколько ей было трудно, какое внимание было со стороны мужчин.
Также мне встречались пары. Думаю, это очень романтично – отправиться с любимым человеком в подобное путешествие, потому что оно станет хорошим связующим звеном и поможет вам лучше узнать друг друга, понять, способны ли вы вместе преодолевать трудности. Одна из таких пар сказала мне, что в скором времени планирует наведаться в Азербайджан. Я буду принимать их в гостях.
Так что скажу вам следующее – если у вас есть базовое здоровье, знание английского языка, достаточно времени и денег, если вы обладаете чувством самодисциплины, имеете страсть к приключениям и не боитесь покидать свою зону комфорта, то осуществить подобное путешествие вполне реально. Для этого не нужно быть профессиональным велосипедистом или спортсменом.
Когда я начинал кругосветку, то был толстым, с пивным брюшком, совсем не спортивного вида. А потом уже начал адаптироваться и постепенно входить в ритм. Месяца через два я окреп, стал гораздо выносливее, и биологический режим настроился на новый лад.
- Вы сказали, что для того, чтобы отправиться в подобное путешествие, нужно иметь базовое здоровье, а мне кажется, что здоровье все-таки должно быть крепким, потому что в каждой стране ты пробуешь незнакомую кухню, которая может не подойти твоему организму. У вас с этим не было проблем?
- Во время велопутешествия все меняется медленно, вследствие чего происходит привыкание. Грубо говоря, твои языковые рецепторы привыкают к новым вкусам постепенно, и микрофлора адаптируется к новым бактериям. Проблемы бывают, когда ты резко вылетел из Баку на каникулы, прилетел, например, в Камбоджу или в Китай, пошел в этот же день в ресторан и заказал какое-нибудь экзотическое блюдо. Я тоже ел и конину, и лягушек, и мясо кенгуру, и различные морепродукты, и даже большую полевую крысу, но за два с половиной года у меня ни разу не было серьезных проблем с пищеварением. Я даже практически не болел, только пару раз простудился.
- А вам не надоедало постоянно крутить педали, выполнять эти механические движения? Бывало так, что вы доходили до точки, и вам хотелось все бросить?
- Да, этот момент тоже немаловажный. Как я говорил, здесь нужна самодисциплина, потому что помимо механических движений есть и другая рутина. Если, допустим, вы живете несколько дней в палатке и у вас в голове крутятся одни и те же мысли: «еда, вода, ночлег», постоянное планирование и незнание, что ждет тебя за следующим поворотом – это напряжение накапливается, и в конечном итоге ты чувствуешь психологическую усталость. Там есть очень тонкий момент – нужно быть осторожным, чтобы эта усталость не перешла грань, после которой путешествие вам бы просто осточертело.
Конечно, надоедало каждый день потеть в седле, быть грязным, потным и спать на матрасе под открытым небом, потому что наш мозг срабатывает моментально при малейших сложностях – мы начинаем жаловаться, ныть и хотеть вернуться в зону комфорта. «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку», - писал Бродский. Ведь люди пересиливают себя, даже чтобы элементарно пойти в спортзал. И чтобы не сойти с ума от этих однообразных движений, они пытаются каждый раз менять программу, очередность движений, подходов, рывков.
То же самое делал я. Когда я чувствовал, что дохожу до точки, то брал тайм-аут, останавливался в красивом месте, отдыхал. Очень часто позволял себе хороший отель, хороший ужин, покупал сигары, качественный алкоголь, ходил в театр, на концерт, посещал фестивали. Подобными перерывами я старался привести себя в такое состояние, когда снова начну скучать по дороге и захочу продолжить путь.
Это необходимо, особенно, если ты один. Когда путешествуешь с группой, бывает легче – вы друг друга поддерживаете, мотивируете. А в одиночестве нужно, как пел Высоцкий, «трясти самого себя за плечи».
- Кстати говоря, когда человек много времени проводит наедине с самим собой, он начинает больше думать. Вы за эти два с половиной года как-то переосмыслили свою жизнь? Пришли к определенным выводам, внутренне изменились?
- Дело в том, что я изначально не ставил перед собой подобных целей. Я не отправлялся в это путешествие для того, чтобы найти себя или постичь смысл бытия. Поэтому не могу сказать, что вернулся с каким-то радикальным переосмыслением, как был дураком, так и остался (смеется). Я не привез с собой никакой тайны, мне действительно нечего ответить, если меня спросят, как жить. Я даже не могу с уверенностью посоветовать людям бросить все и начать путешествовать, аргументируя тем, что это лучше, нежели сидеть в офисе.
Некоторые говорят, что они погрязли в быту, в то время как я видел новые страны. Хотелось бы им ответить: красивые картинки в «Фейсбуке» – это всего лишь фасад. Если заглянуть за кулисы, то может оказаться, что данный вид путешествий вам вообще не подходит. Вы просто не сможете получить от него удовольствие, и это вполне нормально.
Что касается основных выводов, которые я сделал – мир не такой опасный, как нам кажется, когда мы черпаем информацию из Интернета и телевизора. Если слушать страховые компании, предупреждения посольств, то лучше вообще никуда не выходить и есть кябаб во дворе своего дома. Во-вторых, мир не состоит из мошенников и воров, которые хотят вас ограбить – люди намного лучше, добрее, щедрее, чем можно себе представить. И третий вывод, который я сделал – я с радостью осознал, что даже такой ленивый по натуре человек, как я, который любит комфорт, может совершить подобное путешествие. А это значит, что отправиться в кругосветку под силу практически каждому.
И, несмотря на то, что мне не довелось переосмыслить жизнь, я вернулся обратно с большим сокровищем. Это невидимое сокровище из всех эмоций, впечатлений и воспоминаний, из всех красот, и в то же время - из замусоренных территорий, нищеты, которую я наблюдал. Это сокровище будет со мной всегда, и никто его у меня не отнимет, не наложит на него арест. Я могу с уверенностью сказать, что месяцы, проведенные в кругосветном путешествии, были самыми интересными, насыщенными и свободными в моей жизни.
Лейла Мамедова
Фото: личный архив Турала Аббасова
Читайте также: