«Солнечное сплетение» Евразии: почему главы МИД Азербайджана, Турции и Ирана собрались в Баку?
Экспертное сообщество придерживается единого мнения о значимости предстоящей 20 декабря в Баку пятой по счету трехсторонней встречи глав МИД Азербайджана, Турции и Ирана.
Напомним, министры иностранных дел трех стран Эльмар Мамедъяров, Мевлют Чавушоглу и Мохаммад Джавад Зариф обсудят перспективы регионального сотрудничества на основе решений, принятых по итогам предыдущих встреч.
Кроме того, как ранее сообщил МИД Азербайджана, запланированы и двусторонние встречи министров.
Широкие перспективы
Интересное мнение относительно предстоящего министериала в Баку высказал политолог, профессор Западного университета Фикрет Садыхов.
По его словам, внешнеполитические приоритеты Азербайджана создают благоприятные предпосылки для создания различных форматов сотрудничества в регионе Южного Кавказа, и на более широкой географии.
«Во всех этих форматах крайне важно участие Азербайджана - важнейшего игрока, без которого невозможна реализация крупномасштабных проектов и инициатив в регионе. Это естественно, и вполне отвечает интересам - как нашим, так и Турции, Ирана, и других приграничных государств, с которыми у нас сложились добрососедские партнерские взаимоотношения», - сказал Фикрет Садыхов.
Политолог считает, что на завтрашней встрече министры, в первую очередь, обсудят реализацию достигнутых ранее договоренностей и, возможно, форматы регионального сотрудничества на перспективу.
«А перспективы эти достаточно основательные и серьезные, к тому же отвечающие стратегическим интересам всех трех государств. Тем более что на новом витке, новом этапе глобального геополитического противостояния эти государства, сформировавшие такой новый формат, заинтересованы в тесном сотрудничестве.
Собственно говоря, мы обречены на тесное сотрудничество и на экономической основе, и в формате политических контактов, и в перспективе стратегического видения и планирования наших задач. Мы сегодня совместно боремся с террористическими угрозами, рисками, и заинтересованы в установлении международного мира, безопасности и стабильности. И ввиду того, что это отвечает интересам всех трех государств, Азербайджан, Турция и Иран и впредь будут прилагать усилия для того чтобы достичь этой главной поставленной цели», - подчеркнул Фикрет Садыхов.
«Солнечное сплетение» Евразии
Политолог Тофиг Аббасов также считает, что нынешняя встреча станет закреплением решений, принятых ранее на уровне президентов трех стран.
«Формат Азербайджан, Турция, Иран - очень важный с точки зрения будущего региона, защиты и сохранения его безопасности и стабильности. Учитывая то, что с каждым годом повышается интеграционное реноме региона, особенно после ввода в действие железнодорожной ветки Баку-Тбилиси-Карс (БТК), его значение все больше возрастает.
Сейчас наш регион является одним из центров мировой торговли, и ввиду увеличения товарооборота, перевозок пассажиров и грузов, растет потребность в диверсификации коммуникационных связей.
Поэтому большое значение - особенно учитывая сегодняшнюю напряженность на Ближнем Востоке - имеют устойчивые связи между нашими странами, интеграционные соединения, стабильность. В этом также нуждаются наши партнеры из других регионов, Европейского континента, зоны Индийского океана», - сказал Тофиг Аббасов.
По его мнению, ввиду наличия многочисленных горячих точек многие страны испытывают большую потребность в безопасных маршрутах, и как раз такими, вызывающими доверие, являются маршруты, проложенные Азербайджаном и Турцией.
Возвращаясь к формату Азербайджан-Турция-Иран, политолог отметил, что он является одним из лучших примеров развития многостороннего сотрудничества, и большое значение в этом имеет политическая воля элит трех государств: «То есть, мы не просто заявляем о благих намерениях, мы показываем, что обладаем реальной ресурсной базой для достижения прогресса и развития».
«Сегодня мы можем наблюдать, насколько успешно наши страны сообща преодолевают большие трудности, оберегая стабильность в регионе, который образно можно назвать «Солнечным сплетением Евразии, - подчеркнул Тофиг Аббасов. - Территориальный периметр, охватывающий национальные границы наших стран, представляет собой зону стабильности и предсказуемости, и это очень большое преимущество, исходя из нынешних непростых реалий».
Азербайджанское ноу-хау
В свою очередь, политолог Ильгар Велизаде полагает, что от министерской встречи, прежде всего, стоит ожидать активизацию формата трехстороннего сотрудничества.
«Думаю, что эта встреча станет основанием для интенсификации трехстороннего диалога и, возможно, проведения саммита президентов трех стран в 2018 году», - сказал он.
Политолог отметил, что за истекшие годы в отношениях между тремя странами выработался очень серьезный ресурс, это в том числе проекты, которые уже реализованы или продолжают успешно реализовываться.
«Прежде всего, это проект Баку-Тбилиси-Карс, до конца года должно состояться открытие железной дороги, связывающей азербайджанскую Астару и иранскую Астару.
Кроме того, иранская сторона намерена использовать возможности БТК для переправки своих грузов в Европу, кстати говоря, этот вопрос скорее всего будет обсуждаться в ходе запланированного визита президента Ирана в Азербайджан», - отметил Ильгар Велизаде.
Коснувшись регионального сотрудничества в целом, политолог обратил внимание на успешность испытанных трехсторонних форматов.
«Этот формат, можно сказать, азербайджанское ноу-хау. Именно Азербайджан впервые предложил его, и пример того, насколько эта уникальная инициатива оправдала себя – сегодняшнее успешное сотрудничество в форматах Азербайджан-Турция-Грузия, Азербайджан-Турция-Россия, Азербайджан-Турция-Иран, Азербайджан-Россия-Иран, Азербайджан-Турция-Туркменистан.
Такой формат уже занимает стратегическое место в региональной, международной политике», - подчеркнул Ильгар Велизаде.
По мнению политолога, в таком формате, помимо экономической, есть и серьезная политическая составляющая: «Все представленные в них страны - активные участники борьбы с терроризмом. В частности, Иран, Турция и Россия участвуют в борьбе с терроризмом в Сирии. Турция и Иран сообща прикладывают серьезные усилия в обуздании террористических угроз с севера Ирака, где действуют боевики PKK. Азербайджан и Россия активно борются с террором в регионе Каспийского моря».
Вместе с тем, эффективная борьба с терроризмом и другими вызовами предполагает осознание основных угроз.
«Для Азербайджана это нагорно-карабахский конфликт. Баку прилагает серьезные усилия с тем, чтобы сдвинуть с мертвой точки процесс урегулирования, который стараниями Армении зашел в тупик. Недавно к процессу активно подключилась Турция, эта тема обсуждалась на встречах турецкого и российского президентов, что, на мой взгляд, внесет определенный конструктивизм в подходах к урегулированию. Иран, со своей стороны, также неоднократно высказывала свой интерес к фортификации этого процесса. Азербайджан приветствует любые усилия любых государств, которые в конечном итоге способствовали бы справедливому урегулированию конфликта и положили бы конец статус-кво.
Армянская же сторона не считает интересным участие Ирана и считает, что наиболее продуктивным может быть лишь посредничество Минской группы ОБСЕ. Это был серьезный Ирану, который он, к сожалению, не оценил по достоинству.
В свою очередь, Баку оставляет двери для участия Ирана в диалоге по урегулированию открытыми, тем более, что официальная позиция Тегерана заключается в поддержке территориальной целостности Азербайджана».
Ф.Багирова