Популизм или радикализм: Готов ли Пашинян к реальным переговорам по Карабаху?
Кепка, борода и забинтованная рука - ставший уже привычным образ лидера армянской революции дополнился завершающим штрихом – вчера Никол Пашинян получил заветный портфель премьера.
59 против 42-х – таким оказался расклад депутатских голосов в пользу кандидатуры Пашиняна на главный пост в Армении.
Это был второй тур выборов премьера, которого, согласно обновленной армянской конституции, избирает парламент. Относительно первого тура, когда Пашинян не сумел убедить парламент в безальтернативности своей безальтернативной кандидатуры, второй прошел легко и быстро.
Новый премьер Армении уже провел своеобразную инаугурацию - на митинге после своего избрания он заявил, что не важно, кто стал премьером, а важно то, что это кандидат от народа и выбрал его народ.
Формирование своего «правительства национального согласия» Никол Пашинян обещает в результате рабочих обсуждений, по мнению которого, в Армении есть многочисленные кандидаты на высшие посты в правительстве.
Нас претенденты на ключевые посты в правительстве Армении, как, собственно, и ее внутренние дела, интересуют исключительно только лишь в одном контексте – переговорах по карабахскому урегулированию. И с этой точки зрения вызывает интерес кандидатура, в том числе, на пост министра, устами которого будет говорить официальный Ереван. Оставит Пашинян на этом посту Эдварда Налбандяна или нет – покажет время.
Во всяком случае, на вопрос о том, будут ли в составе правительства члены Республиканской партии, из которых и состоял весь костяк армянского кабинета, новый премьер ответил, что «правительство согласия» - это не только слова и будут соответствующие обсуждения: «Так как все будет решаться в процессе обсуждений, я не могу назвать имена, это будет нереальным».
Единственный, кому стоит начать освобождать свой кабинет уже сейчас - это министр обороны Виген Саркисян – Пашинян заявил, что «на посту министра обороны видит другого человека» (цитата по «Sputnik Армения»).
Интерес представляют и планы Пашиняна поехать 9 мая в Нагорный Карабах. «Первым моим шагом станет ознакомление с оперативной обстановкой на передовой линии», - процитировал премьера сайт «lragir.am».
Он же заявил о готовности вести переговоры с руководством Азербайджана по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.
«Готов вести переговоры с руководством Азербайджана вокруг урегулирования карабахского конфликта. Но в то же время хочу отметить, что переговоры не могут быть эффективными, пока в них не участвует одна из сторон конфликта ( сепаратистский, марионеточный режим, созданный Арменией на оккупированных территориях Азербайджана - прим. 1news.az)», - сказал Пашинян на специальном заседании парламента (цитата по «РИА Новости»).
Ну что же, столь радикальная интонация во многом ожидаема, но вряд ли оправдана. Но и ответ Баку будет не менее жестким и категоричным – Азербайджан никогда не допустит армян Карабаха в качестве стороны на переговорах.
Для нас армяне Нагорного Карабаха – только заинтересованная сторона. Равно, как и изгнанная с оккупированных территорий азербайджанская община, имеющая, по меньшей мере, равные с армянами права.
Сторонами же переговорного процесса, при посредничестве Минской группы ОБСЕ, выступают Армения как страна, оккупировавшая территории соседнего государства, и Азербайджан как страна, пострадавшая от агрессии.
И это - действующий и единственно верный формат переговоров не зависимо от того, находится во власти в Армении Саргсян, Пашинян или кто-либо еще.
Директор Центра стратегических исследований Азербайджана Фархад Мамедов усматривает в последних заявлениях Пашиняна нотку популизма.
- Сейчас у Пашиняна больше задач внутриполитического, чем внешнеполитического характера.
Во-первых, он должен войти в курс дела, то есть в течение 20 дней представить состав правительства и программу его деятельности. В принципе, он видит нынешнее правительство переходным и будет стараться поскорее провести внеочередные парламентские выборы. С другой стороны, он должен еще и сменить свой антироссийский имидж, потому что между заявлениями и конкретными делами этого человека есть большая разница.
И вот в контексте всех этих первоочередных дел упоминание Карабаха, отношение к переговорному процессу – это, конечно, уже больше похоже на предвыборную риторику и популизм.
Человек должен ознакомиться с деталями переговоров, которые ведутся уже на протяжении 20 лет.
Есть формат переговоров, который ведется со стороны двух президентов и трех стран-сопредседателей. Эффективны переговоры или нет – это другой вопрос.
Главное – это формат. То есть, если он начнет высказывать предложения относительно изменения формата, или неприятия к тем деталям переговоров, которые сегодня уже есть на столе, то это, конечно, приведет к непредсказуемым последствиям.
С другой стороны, вопрос признания сепаратистского режима, или дальнейшая, как бы сказать, более радикальная позиция Армении в этом вопросе, в принципе будет сформирована только после того как пройдут внеочередные парламентские выборы и будет ясность на ближайшую перспективу.
Сегодня эта ясность есть исключительно в срезе «до следующих выборов». И говорить сейчас о том, что будет какой-то прорыв или радикальное изменение позиции, мы не можем.
Мы видели как в прошлом году Пашинян законодательно выступал за выход из Евразийского экономического союза, а сегодня поменял это свое мнение.
То есть, никто не гарантирует, что высказанные им сегодня мысли не будут изменены по прошествии трех, шести или девяти месяцев.
- Как вы считаете, оставит Пашинян на посту главы МИД Эдварда Налбандяна?
- Это тоже очень интересный вопрос, потому что главным элементом нервозности или определенного недоверия к Пашиняну со стороны той де России, является тот момент, что он до сих пор не объявил имена людей, с которыми он хотел бы работать.
Новый состав правительства будет состоять из тех групп, которые поддержали Пашиняна и политических партий, и общественных организаций и т.д.
То есть, это будет временное правительство, но в нем должны быть люди, которые вызывают доверие главного партнера. Для Армении это - Российская Федерация.
Поэтому мы должны будем смотреть на состав правительства и людей, которые будут назначены на ключевые позиции – это МИД, силовой блок – Минобороны, полиция, Служба национальной безопасности. И только после этого уже можно будет сделать выводы относительно того, является новое правительство пророссийским, или прозападным. Этот процесс разрешится в течение 20 дней.
Ф.Багирова