«Южный газовый коридор»: новая партия за интересы | 1news.az | Новости
Политика

«Южный газовый коридор»: новая партия за интересы

16:45 - 01 / 06 / 2018
«Южный газовый коридор»: новая партия за интересы

Проект «Южного газового коридора», предусматривающий транспортировку азербайджанского газа из Каспийского региона через Грузию и Турцию в Европу, создает возможности не только для участников проекта, но и для всего региона.

Помимо экономического интереса, посредством южного газового коридора разыгрывается новая партия за политические интересы игроков.

Несомненно, Баку выигрывает от данного энергетического проекта. Во-первых, Азербайджан в очередной раз доказывает миру, что ему можно доверять. Трубопроводы Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзурум служат тому примером. Помимо нефтегазовых проектов, через некоторое время в полном объеме заработает новая железная дорога Баку-Тбилиси-Карс, являющаяся самым коротким маршрутом между Европой и Азией, что позволит значительно сократить время на грузоперевозки. Тем самым, региональные проекты, инициированные Баку, способствуют росту его авторитета, как абсолютно надежного партнера на международной арене. Именно поэтому Президент Ильхам Алиев указал на важность продления контракта по разработке месторождений Азери-Чыраг-Гюнешли до 2050 года. 

Во-вторых, параллельно с долгосрочным нефтегазовым сотрудничеством и частичным обеспечением энергетической безопасности Европы, Азербайджан получает «политический рычаг». Например, уровень критики со стороны некоторых европейских институтов и политиков, периодически занимающих антиазербайджанскую позицию в определенных вопросах, может резко снизиться. Азербайджану будет относительно легче продвигать свои политические интересы, в частности в Восточной Европе. Кроме того, данный энергетический проект открывает новый формат переговоров в соглашении с ЕС, а позиция Азербайджана как транспортного узла вдвойне предоставляет благоприятные возможности для сотрудничества.

Однако, азербайджанского газа недостаточно для полноценной диверсификации газового рынка. Это понимают и в Азербайджане, и в ЕС. Тем не менее, желание ЕС снизить зависимость от российского газа настолько велико, что Европейский инвестиционный банк выделил на «Южный газовый коридор» максимальный за свою историю кредит. Изначально идеальным вариантом для ЕС был бы маршрут из Ирана, заинтересованность в месторождениях газа которого несколько раз искушала европейцев, в обход США, привлечь ИРИ. Естественно из этого ничего не вышло и теперь нужно будет подсоединить к южному газовому коридору другого игрока. Поэтому настоятельно будет рассматриваться возможность участия в проекте Туркменистана.

Подключение Туркменистана можно было считать вполне реальным если бы не препятствие в деле строительства подводного трубопровода по дну Каспийского моря, против которого, по «экологическим причинам», выступают Россия и Иран. Несмотря на это, прикаспийские государства практически достигли договоренности о разделе Каспийского моря по секторальному принципу, и конвенцию о статусе планируют утвердить в Астане до конца текущего года. Это означает рост возможности реализации строительства трубопровода, соединяющего Туркменистан с Азербайджаном, хотя Иран и Россия будут настаивать на своем. С одной стороны, туркменский газ серьезный конкурент для Баку, а с другой – необходим для полноценной диверсификации.  

Вдобавок, Азербайджану следует ожидать провокаций с армянской стороны, направленных на дестабилизацию обстановки в регионе. Скорее всего, это могут быть диверсионные акты на линии соприкосновения войск. Также возможны выступления некоторых европейских политических партий и политиков против Трансадриатического трубопровода (TAP), являющегося конечной целью «Южного газового коридора». Естественно, что данные протесты будут опираться на «угрозы экологии», «мнение местного населения» и ряд других искусственно созданных причин. Попытки помешать реализации стоит ожидать и в Турции, так как недоброжелатели могут постараться изменить политическое мнение, опираясь на небезопасность региона в соответствии с курдским фактором. Впрочем, Турция станет газовым хабом за счет «Южного газового коридора» и идущих из России «Голубого потока» и «Турецкого потока».

Статья отражает точку зрения автора.

Джавид Мамедзаде

политический аналитик

Поделиться:
4301

Последние новости

Все новости

1news TV