«Перетянуть канат». Как повлияет на Пашиняна судьба Кочаряна | 1news.az | Новости
Точка зрения

«Перетянуть канат». Как повлияет на Пашиняна судьба Кочаряна

15:35 - 24 / 08 / 2018
«Перетянуть канат». Как повлияет на Пашиняна судьба Кочаряна

Конец лета в Армении выдался неимоверно жарким - громкий арест и последовавшее за этим не менее громкое освобождение бывшего президента Армении Роберта Кочаряна, убедительно продемонстрировали глубину царящего в армянской политической среде раскола, вызвав нешуточные баталии в двух противоположных лагерях.

От исхода этих баталий может напрямую зависеть судьба новых властей Армении и, если быть более конкретным - премьер-министра Никола Пашиняна. Речь идет о его политическом будущем в свете предстоящих парламентских выборов.

«Неприкасаемый»?

Безальтернативный кандидат на выборах премьера в революционной Армении, Пашинян может столкнуться с довольно-таки серьезной конкуренцией на парламентских выборах. Дело в том, что постреволюционная ситуация пробудила непомерные амбиции во втором президенте Армении - Роберте Кочаряне.

Возможно, жгучую ностальгию по «старым добрым временам» Кочарян начал испытывать на фоне следствия по делу о кровавых мартовских событиях 2008 года, когда он одни росчерком пера мог безнаказанно обречь десяток людей на смерть.

Напомним, что 1-2 марта 2008 года по приказу президента Кочаряна в Ереване был жестоко разогнан многотысячный митинг против итогов президентских выборов, объявивших победителем Сержа Саргсяна. Применение против демонстрантов боевого оружия привело к гибели 10-ти и ранению более 250 демонстрантов.

Читайте по теме:

«Секретный приказ»: Как Кочарян приказал армии стрелять в свой народ

Новая, революционная власть, которую в мае возглавил Никол Пашинян - яростный оппозиционер, в свое время отсидевший из-за мартовских событий – возбудила уголовное дело, по которому проходит ряд бывших «неприкасаемых». Главный в этом списке – Роберт Кочарян, который, к слову, считает выдвинутые против него обвинения «сфабрикованным политическим преследованием».

Уже 28 июля суд первой инстанции Еревана удовлетворил ходатайство Специальной следственной службы Армении об аресте бывшего президента, обвиняемого в свержении, в сговоре с другими лицами, конституционного строя. Кочарян был арестован на два месяца.

Но не прошло и месяца, как апелляционный суд Армении, удовлетворив ходатайство адвокатов, постановил изменить меру пресечения, обосновав свое решение неприкосновенностью Кочаряна как бывшего главы государства.

Кочарян был освобожден прямо в зале суда, после чего в Ереване разразились новые акции, требовавшие вновь посадить экс-президента за решетку. Судье апелляционного суда Александру Азаряну припомнили работу в 1998-1999 и 2001-2006 годах в аппарате президента Армении и обвинили в том, что именно это обстоятельство повлияло на его решение об отмене меры пресечения Кочаряну.

В частности, протесты прошли у Генпрокуратуры Армении, где заверив митингующих в солидарности, заявили о намерении обжаловать решение апелляционного суда.

Читайте по теме:

«Отпустить нельзя арестовать»: В Армении идет война за Кочаряна

Свое слово армянская Генпрокуратура сдержала, подав в этот понедельник жалобу в кассационный суд на решение об отмене ареста Кочаряна, а в его особняке и офисе были произведены обыски.

Сам Пашинян тоже отреагировал на судебное решение об освобождении своего политического противника, посчитав, что назначенные при Кочаряне и Саргсяне судьи «мешают правосудию».

На митинге, посвященном «ста дням» своего правления, Никол Пашинян заявил, что в стране обсудят создание «системы переходного правосудия» для фактического избавления «от старой и коррумпированной системы». Пашинян сказал, что с первого же дня вступления в должность он отказался от вмешательства в деятельность судов, однако это не означает, что судьи должны получать «инструкции» от старой власти. Таким образом, премьер фактически намекал на решение апелляционного суда об освобождении Кочаряна.

С учетом того, что по конституции Армении государственная власть реализуется на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, такое заявление выглядит довольно странно и смахивает на «охоту на ведьм».

Если же говорить о заявленной Пашиняном «системе переходного правосудия», то несмотря на существование в международной практике такого понятия,  в Армении сегодня  она рискует стать по своему принципу аналогичной «тройкам НКВД», печально известным репрессиями «антисоветских элементов» в 1937-38 годах.

В случае победы Пашиняна на парламентских выборах такой сценарий развития ситуации весьма вероятен.

«I'll be back»

Что касается самого экс-президента, то он расценивает происходящее стремлением нейтрализовать его участие как в политических процессах в преддверии парламентских выборов, так и непосредственно в выборах. Это тем более вероятно с учетом заявления Кочаряна о возвращении на политическое поле.

«Считайте, что я вернулся в политику, - заявил Роберт Кочарян спустя три дня после своего освобождения. - Считайте, что я вернулся, однозначно».

Отвечая на вопрос, в каком формате он планирует вернуться в политику – один или создаст политическую силу, Роберт Кочарян ответил: «Это возвращение может быть в разных форматах. Но могу сказать о причинах, почему я считаю, что просто обязан вернуться в политику».

При этом он непонятно почему считает, что первой и самой важной причиной является… геополитическая ситуация.

«Посмотрите на карту, посмотрите – где Армения и какими странами мы окружены. Посмотрите на поведение Турции: 10 лет назад Турция была другой страной. Турция стремилась к членству в ЕС и это стремление ограничивало агрессивность страны, и Турция обязана была демонстрировать, что демократическая страна. Сейчас Турция не соблюдает этих обязательств, полностью свободна и мы видим, как ведет себя Эрдоган с соседями, знаем также об отношениях Турции с Азербайджаном и нерешенном карабахском конфликте. И попробуйте связать все это воедино», - отметил Роберт Кочарян, спросив: «А что у нас есть в Армении?»

«Есть правительство, которое, на мой взгляд, не понимает всего этого, у которого нет опыта. Правительство, которое не понимает, что нельзя дискредитировать армию. Это правительство далеко от армии и не понимает, что в такой ситуации лишь мощная армия является гарантом нашей государственности, и делает шаги, которые нарушают то равновесие, которого Армения с таким трудом достигла. Я понимаю это, я прошел через это. Это угроза побуждает меня вернуться в политику» - сказал Роберт Кочарян.

«Чья возьмет?»

Отбросим в сторону околесицу, которую Кочарян приводит в качестве причины, побудившей его возобновить политическую деятельность – она и так говорит сама за себя – и обратимся к сути и перспективам заявленного.

По большому счету, Кочаряна может подержать Республиканская партия Армении (РПА), возглавлямая его же ставленником Сержем Саргсяном.

Кстати, в самой РПА совсем не исключают сотрудничества с Робертом Кочаряном, о чем заявил пресс-секретарь партии, вице-спикер парламента Армении Эдуард Шармазанов.

«В плане геополитической и ценностной системы, да, мы можем сотрудничать также со вторым президентом и не только со вторым президентом, но и с различными политическими силами», - сказал он, в то же время подчеркнув, что высказывает свою личную точку зрения, и вопрос сотрудничества с Кочаряном официально в РПА не обсуждался.

Помимо РПА, Кочарян гипотетически может рассчитывать и на поддержку партии «Дашнакцутюн», в которой  также не исключают сотрудничества с экс-президентом.

Некоторый интерес в плане грядущих выборов может внести и позиция партии Гагика Царукяна.

Так что, в случае участия Кочаряна в парламентских выборах, он сумеет консолидировать оппонентов нынешней власти – вполне возможно, ему в этом деле будет на кого опереться. Поэтому, успех Кочаряна в выборах теоритически возможен - даже несмотря на мизерный рейтинг в обществе, он все-таки опытный политик, за которым могут пойти достаточно крупные политические силы. 

И напротив, несмотря на высокий вотум народного доверия Пашиняну (сейчас его рейтинг, по различным данным, составляет порядка 70 процентов), хорошо организованной партийной структурой он пока похвастать не может. Несмотря на то, что новое правительство состоит большей частью из его назначенцев, в парламенте сторонники премьера составляют «подавляющее меньшинство».

В свете этого можно предположить, что Пашинян будет делать все для того чтобы не допустить участия Кочаряна в выборах.

По крайней мере, именно такого мнения придерживается и сам экс-президент: «Нынешние власти думают о предстоящих внеочередных выборах и пытаются нейтрализовать меня. Меня хотят оторвать от политических процессов. Но за последние десять лет я заявлял, что не желаю заниматься политикой, однако это тот случай, когда не ты занимаешься политикой, а политика занимается тобой».

Таким образом, предвыборный период создает в политической жизни Армении определенную интригу. И вопрос сегодня в том, кто у кого перетянет канат.

Мы попросили выразить мнение по теме главу Центра стратегических исследований при Президенте Азербайджана Фархада Мамедова:

«Политическое пространство Армении было дезорганизовано бархатной революцией. Сегодня, по прошествии трех с половиной месяцев политические акторы начинают уже занимать конкретные позиции по тем или иным вопросам.

Но здесь есть определенная ненормальность процесса – однозначно можно говорить о том, что парламент не отражает волю армянского народа.

С другой  стороны, нынешний парламент легитимен, и политические партии, которые сегодня в нем представлены, имеют легитимную власть и, похоже, не собираются ее сдавать и идти на досрочные парламентские выборы.

Что касается Пашиняна, то в повестке, озвученной им во время митинга 17 августа, несколько пунктов. Во-первых, это проведение внеочередных парламентских выборов - в программе правительства оговорено, что они должны состояться весной следующего года.

Процедура самороспуска парламента, по констиитуции Армении,  состоит из следующих пунктов. Вначале премьер уходит в отставку. Затем парламент два раза (как, в принципе, и было в мае) должен попытаться избрать премьера, и это должно у них не получиться. И, наконец, парламент объявляет о самороспуске.

Пашинян во время выступления на митинге отметил, что у него есть опасения в том, что  после его отставки парламент может избрать другого премьера.

Потому что расклад сил в парламенте на сегодня таков, что хотя РПА уже не обладает конституционным большинством, но две политические  силы, поддержвавшие в мае Пашняна, могут пойти другим путем. Это партии «Процветающая Армения» Гагика Царукяна и «Дашнакцутюн». Без поддержки этих политических сил Пашинян не смог бы в мае быть избран в парламенте премьером.

Сегодня чувствуется, что этой поддержки у Пашиняна нет. Например, после ареста второго президента Роберта Кочаряна, партия Царукяна, хотя и не делала официальных заявлений, но недвусмысленно промолчала.

Между тем, вся политическая карьера Гагика Царукяга строилась на том, чтобы обезопасить свой бизнес в Армении. Новые власти, конечно же, не вызывают у него доверия, потому что за это время был арестован глава  его личной охраны, прошли проверки на предприятиях, которые напрямую связаны с ним и т.д.

На другой стороне арены вырисовывается кандидатура Кочаряна, который на фоне бездействия Сержа Саргсяна активно начал вовлекаться в политическую жизнь страны.

Если оглянуться на политическую историю Армении, мы можем вспомнить, что во время президентства Кочаряна в Армении была широкая коалиция, в которой были представлены РПА, «Дашнакцутюн», «Проветающая Армения» и «Оринац Еркир».

То есть, эти политические организации, хотя может сегодня и не имеют электоральной поддержки, но они представлены в парламенте, и с ними нужно считаться. И эти политические силы своей историей, формированием бизнеса и личной карьерой обязаны второму президенту Армении Роберту Кочаряну.

Его активность на политической арене (еще к тому же прошла информация о том, что он начинает скупать медийные ресурсы, о чем говорил на митинге Пашинян) – говорит о том, что этот человек волевой. И вот он возращается в политику и стремится создать  широкую коалимцию, которая должна будет выступить против Пашиняна. Но они понимают и то, что в ближайшей перспективе идти против Пашиняна - означает потерпеть поражение.

Поэтому нынешние оппозиционые силы более чем удовлетворены раскладом в парламенте. И они экзистенциально не могут пойти на роспуск парламента, имея перспективу не быть избранными туда вообще.

С другой стороны, в сентябре ожидаются выбры мэра Еревана, и это тоже очень интересный процесс, который окажет влияние на внутреннюю политику Армении, так как это первые выборы, которые будут проходить при новых властях.

Если учесть то, что добрая половина избирателей живут в Ереване, то расклад сил и голосов по результатам выборов мэра будет означать подготовку к внеочередным парламентским выборам – кто сколько сможет набрать.

Кроме того, выборы мэра интересны тем, что весь тот широкий спектр, который поддержал Пашиняна в мае, раздроблен на выбрах ереванского градоначальника. То есть, практически каждая политическая организация, в едином порыве поддержавшая Пашиняна в мае, на этих выборпах выдвигает своих кандидатов. При этом эти кандидаты достаточно популярны - это Наири Зограбян от партии «Процветаюшая Армения», Раффи Ованнисян от партии «Наследие», Заруи Постанджян от партии «Страна абрикоса».

Все это люди, в свое время поддержавшие кандидатуру Пашиняна. Но на выборах мэра  эта большая широкая коалиция поддерживает каждая своего кандидата.

Пашинян со своей стороны тоже поддерживает кандидата от своей партии «Гражданский договор»  – это актер-комик Айк Марутян.

Так вот, от результатов этих выборов и зависит, как Пашинян пойдет на парламентские выборы. Если его кандидат не сможет набрать твердое большинство, то он, соотвественно, должен будет думать о формировании широкой коалиции.

Если же, по прошествию 4-х месяцев после революции, его кандадат будет уверенно лидировать на выборах в Ереване, это, конечно же, еще больше укрепит его веру в то, что он единолично может идти на выборы исключительно со своей партией и одержать на них победу».

Ф.Багирова

Поделиться:
6358

Последние новости

Все новости

1news TV