Алексей Вишневецкий о том, надо ли наказать журналистку «Эхо Москвы» за оскорбление азербайджанского народа
Интервью 1news.az с заместителем председателя Союза журналистов России Алексеем Вишневецким.
- Когда мы следим за российскими СМИ, то иногда сталкиваемся с нелицеприятными для нас, азербайджанцев, вещами, оскорблениями в свой адрес. Например, Юлия Латынина на радио «Эхо Москвы» в программе «Код Доступа» назвала азербайджанцев «душевно нездоровой нацией». Как мы должны реагировать на оскорбление российских журналистов в адрес азербайджанского народа?
- Как люди должны реагировать... Это неподобающее заявление, что очевидно. Мы не можем и не должны делать таких заявлений, это не дело журналистов - давать какие-то оценки.
Человек оскорбляет не только азербайджанский народ, от этих людей исходит масса других оскорблений.
Реагировать на это народу нет смысла. А как реагировать? Мне кажется, это просто глупость, и нормально воспринимать это невозможно.
Читайте по теме:
Полад Бюльбюльоглу потребовал от «Эхо Москвы» извиниться перед азербайджанским народом
- Нормально воспринимать оскорбление в свой адрес, значит - не уважать свой народ….
- Да, не уважать свой народ. Это не значит, что надо побежать и открутить голову этому человеку. Нужно отнестись с пониманием, что этот человек оторван от реальности, если позволяет себе такое выражение.
Если человек, будучи журналистом, позволяет себе оскорблять кого-то лично, народ, веру, социальную группу людей, он перестает быть журналистом. Он становится базарным хамом.
- В России нет цензуры, что нельзя оскорблять другой народ?
- Цензура в России запрещена, это предварительная оценка. Есть Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), который следит за тем, что уже вышло в эфир или опубликовано в газете.
Эта структура часто указывает на экстремистские материалы, штрафует, заставляет блокировать в Интернете.
Прямой эфир тем хорош и плох, что ответственный человек чувствует то, что он может сказать в прямом эфире, ведь любое слово, вылетевшее неаккуратно, может больно ударить по кому-то.
Если журналист, политик или общественный деятель не ощущает ответственности, то мне кажется, что не цензура, а редактор не должен давать ему слово в прямом эфире.
Нельзя ни в коем случае скатываться до того, что мы должны предварительно цензурировать журналистику. Этого нельзя делать ни в коем случае. Но после того как материал вышел в эфир, мы можем об этом поговорить. У нас есть большое жюри по этике, куда люди жалуются друг на друга. Жюри может разобраться и вынести какое-то решение, сказать, что это было неэтично.
По вашему вопросу мне кажется, что подобное недопустимо. Ни в отношении азербайджанцев, ни в отношении русских, ни в отношении украинцев, ни в отношении кого бы то ни было.
- Российский телеведущий Владимир Соловьев позволил в своей программе озвучить угрозу в адрес депутата Госдумы РФ Дмитрия Савельева за его поддержку Азербайджана. Конкретно на этой передаче армянин Семен Багдасаров призвал уничтожить депутата.
- Вы хотите обсуждать шоу? Скорее всего, к этому надо относиться как к шоу.
Я не называю никаких фамилий, но мы прекрасно понимаем, что на телевидении есть персонажи, которые призваны поднимать рейтинг той или иной программы.
Другой вопрос, что иногда и даже часто это делается за счет нарушения этических норм. Мы как общественная организация не можем на это влиять. Мы можем об этом говорить, обсуждать, но повлиять не можем.
А.А.