Ильгар Велизаде: Российский вариант установления оперативной связи между Баку и Ереваном не может быть продуктивным
В последнее время Россия проявляет активность в процессе урегулировании нагорно-карабахского конфликта, создавая почву как для возобновления переговорного процесса между сторонами конфликта, так и прилагая усилия для снижения напряженности в конфликте.
«Независимая газета» опубликовала статью, в которой со слов своих военно-дипломатических источников сообщает, что по инициативе России и Беларуси министры обороны в неформальной обстановке намерены обсудить и наметить пути коллективного разрешения замороженных конфликтов на территории бывшего СССР, включая и нагорно-карабахский конфликт.
«Неслучайно, общаясь на полях саммита в Душанбе, премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев договорились поручить министрам обороны обеих стран предпринять конкретные шаги, чтобы на линии соприкосновения и госгранице снизить уровень напряженности в регионе нагорно-карабахского конфликта. Стороны договорились о создании канала оперативной связи», - пишет издание.
«Связь между руководителями Азербайджана и Армении может быть быстро и эффективно организована военными структурами двух стран при участии Минобороны РФ. И этот вопрос, видимо, будет обсуждаться в Ташкенте, поскольку, как сообщила пресс-служба Исполкома Содружества, в рамках СМО «планируется подписание документов, направленных на развитие Совместной (объединенной) системы связи, а также информационное обеспечение деятельности вооруженных сил стран СНГ на период до 2022 года», - отмечает российское издание.
Своим мнением на эту тему с 1news.az поделился азербайджанский политолог Ильгар Велизаде.
«Все новое - это хорошо забытое старое. Новый вариант, который может быть предложен Россией для установления оперативной связи между Азербайджаном и Арменией, о чем договорились Президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян во время разговора на полях саммита СНГ в Душанбе – на самом деле военная дипломатия, применяемая Россией на заре этого конфликта», - сказал Ильгар Велизаде.
В частности, если вспомнить, как заключалось Бишкекское соглашение и предшествующую ситуацию, то можно понять, что в этом вопросе значительную роль сыграла именно военная дипломатия России, отметил политолог.
Тогдашний министр обороны России Павел Грачев активно контактировал с министрами обороны Азербайджана и Армении, и благодаря именно этим контактам в мае 1994 года было заключено перемирие и затем оно было закреплено Бишкекским соглашением, напомнил эксперт.
«Однако это было в 1994 году, тогда была совершенно другая военно-политическая ситуация, шли совершенно иные процессы. Следует также отметить, что именно в те годы Россия активно поддерживала Армению в этом конфликте, а Азербайджан находился в достаточно сложном положении – страна недавно вышла из одного очень тяжелого политического кризиса, деструктивные силы все еще продолжали действовать в стране. И в тот период стороны пришли к договоренности о заключении перемирия», - сказал политолог.
Но сегодня ситуация складывается иначе, считает Велизаде:
«Россия уже не поддерживает, как раньше, Армению в нагорно-карабахском конфликте, уже не стоит на стороне Еревана в этой ситуации. РФ старается дистанцироваться от конфликта в военном плане, даже несмотря на попытки Армении перетянуть ее на свою сторону, впрочем, что она предпринимает и в отношении других стран - членов ОДКБ».
Однако, по его мнению, реанимировать сегодня те форматы, которые существовали в 90-е годы, непродуктивно.
«С другой стороны, апрельские события 2016 года показали, что российские военные продолжают играть коммуницирующую роль в этой ситуации, так же как и в тот период, когда конфликт начал приобретать ожесточенную форму и благодаря координации российского министра обороны, его активному участию удалось стабилизировать ситуацию в зоне конфликта. Сегодня стороны не отказываются от наличия российского военно-политического фактора, но сейчас действуют другие инструменты урегулирования конфликта, в частности, институт сопредседателей Минской группы ОБСЕ, которая напрямую занимается этим вопросом», - сказал Велизаде.
Поэтому сегодня вспоминать старые годы, опираться в решении проблемы исключительно на военные средства, причем ограничиваться ролью России, было бы нецелесообразно, считает эксперт.
С другой стороны, отметил он, вопрос введения миротворцев, о чем много говорят различные эксперты, военные в том числе, является лишь одним из инструментов.
«То есть, нужно решать вопросы последовательно: деоккупация азербайджанских территорий, возвращение азербайджанских вынужденных переселенцев, решение вопроса статуса Нагорного Карабаха в составе Азербайджана. Только потом можно обсуждать вопрос миротворцев. Как будет формироваться состав миротворцев – это входит в компетенцию ОБСЕ. Именно ОБСЕ должно заниматься этими вопросами», - сказал эксперт.
Поэтому данное предложение хоть и продиктовано возможным желанием снизить конфликтный потенциал у российских границ, оно достаточно «сырое» и не опирается на реалии сегодняшнего дня, нужно быть более реалистичными и оценивать ситуацию исходя из существующих реалий, заключил политолог.
С.А., Э.Т.