Ильгар Велизаде: Встреча Мамедъярова и Мнацаканяна будет проходить в очень сложной военно-политической обстановке | 1news.az | Новости
Точка зрения

Ильгар Велизаде: Встреча Мамедъярова и Мнацаканяна будет проходить в очень сложной военно-политической обстановке

22:30 - 20 / 06 / 2019
Ильгар Велизаде: Встреча Мамедъярова и Мнацаканяна будет проходить в очень сложной военно-политической обстановке

Сегодня в Вашингтоне ожидается проведение очередной встречи глав МИД Азербайджана и Армении Эльмара Мамедъярова и Зограба Мнацаканяна по карабахскому урегулированию.

В преддверие переговоров министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров уже провел в Вашингтоне встречу с сопредседателями МГ ОБСЕ, при участии личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспршика.

Особый интерес в свете предстоящей встречи министров представляет недавнее заявление советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона, подчеркнувшего, что Соединенные Штаты намерены поощрять диалог между Арменией и Азербайджаном для урегулирования карабахского конфликта.

«С нетерпением ожидаю встреч на этой неделе с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана, чтобы поощрить продолжение диалога между ними. Соединенные Штаты готовы оказать содействие для продвижения мира в регионе», - написал представитель американской администрации в своем микроблоге в Twitter.

Здесь уместно будет отметить, что 19 июня Эльмар Мамедъяров и Джон Болтон провели интенсивные и долгие обсуждения по ряду вопросов, в том числе, по карабахскому урегулированию, двусторонним экономическим отношениям, энергетическим и транспортным проектам, дополнительным возможностям по газоснабжению Европы.

Эти же вопросы глава МИД Азербайджана обсудил с заместителем госсекретаря США по политическим вопросам Дэвидом Хейлом, причем американская сторона, подчеркнув стратегическое значение Азербайджана, высоко оценила его поддержку в операциях в Афганистане.

Можно ли рассматривать встречи азербайджанского министра в Вашингтоне и круг рассмотренных вопросов как активизацию США в процессе карабахского урегулирования, и чего стоит ожидать от предстоящих переговоров глав МИД Азербайджана и Армении на фоне спровоцированной армянской стороной последней эскалации на линии соприкосновения войск? На эти и другие вопросы мы попросили ответить азербайджанского политолога Ильгара Велизаде.

- Если говорить о встречах главы МИД Азербайджана в США, то надо отметить, что азербайджано-американские отношения, к счастью, не ограничиваются карабахской темой. Между сторонами на протяжении очень долгого времени существует интенсивный диалог в сферах безопасности, энергетики и т.д. Нам есть что обсуждать, тем более что речь, с точки зрения интересов Соединенных Штатов, идет об очень чувствительном регионе, где Азербайджан играет роль одного из основных звеньев региональной геополитики, ключевого партнера США.

Сегодня США достаточно высоко оценивают роль Азербайджана и заинтересованы в том, чтобы он продолжал оставаться прогнозируемым, стабильным партнером.

Об этом прямо говорил Болтон, на это указывают и косвенные признаки. Например, Баку неоднократно становился местом встречи руководителей генштабов НАТО и США с российским коллегой, что также свидетельствует о значительной степени доверия к Азербайджану как к организатору подобных встреч в столь чувствительном регионе. Эти встречи проводятся именно в Баку, что само по себе имеет принципиальное значение с точки зрения международной геополитики.

- О том, важную роль представляют для США отношения с Баку, можно судить и по последним  двум письмам Дональда Трампа в адрес Президента Ильхама Алиева…

- Верно. И Болтон фактически выражает интересы американской администрации. Поскольку в свете сложных геополитических ходов США в нашем регионе, учет интересов такого важного партнера, как Азербайджан, и сопряженность этих интересов с геополитической «многоходовкой», очень важны для Соединенных  Штатов.  

- Можно ли расценивать заявления Джона Болтона в ходе прошлогоднего визита в регион и его нынешние высказывания как активизацию посреднической миссии США в карабахском урегулировании?

- Это очень интересная тема. Дело в том, что визит Болтона на Южный Кавказ, его встречи с руководством стран региона, высказанные предложения, к сожалению, в ряде случаев, не совсем правильно истолковываются в СМИ. В частности, очень много размышлений на тему некоего «плана Болтона» по карабахскому урегулированию по аналогии с тоже несуществующим т.н. «планом Лаврова».

Никакого «плана Болтона» нет. Дело в том, что на протяжении очень долгого времени США демонстрируют в этом вопросе единый подход. Он заключается в том, что в свое время в рамках переговорного процесса были выработаны Мадридские принципы, которые являются, скажем, ориентиром для самого хода переговорного процесса.

Поскольку эти принципы были выработаны с участием обоих сторон конфликта, то, по мнению американской стороны, есть смысл настойчиво добиваться реализации положений, которые в этих принципах были зафиксированы.

В частности, США однозначно считают территории, распложенные за пределами собственно Нагорного Карабаха, исключительно территориями Азербайджана, возвращение которых не подлежит особым дискуссиям. То есть, вопрос о возвращении этих территорий является само собой разумеющимся для Соединенных Штатов. Такой же позиции придерживается и азербайджанская сторона.

США всегда намекают и прямо говорят о желательности реализации поэтапного плана, - это когда возвращается часть территорий, а затем обсуждаются другие вопросы - статуса и обеспечения безопасности. Кстати, под обеспечением безопасности можно подразумевать также формирование и направление в регион миротворческих сил в соответствии со специальным мандатом, который, по международной практике, может быть предоставлен ОБСЕ  или ООН.

И Джон Болтон, и сопредседатели Минской группы ОБСЕ с американской стороны, часто об этом говорят. Об этом, завершая свою миссию в Ереване, говорил и прежний посол США в Армении. То есть, все политические деятели США, в подходе к оценке этой проблемы, выступают с единых позиций.

И, думаю, на встрече Эльмара Мамедъярова с Джоном Болтоном вопросы опять рассматривались именно с этой точки зрения – возможности реализации положений, которые в свое время были учтены в Мадридских принципах.

Никаких новых, каких-то изощренных схем США не предлагают, поэтому в этом смысле нет никакого противопоставления, скажем «плана Болтона» некоему «плану Лаврова». Все эти условные формулировки - не совсем правильная интерпретация американской инициативы, ее активности в регионе. Американцы не предлагают и впоследствии не навязывают каких-то планов, отличных от моментов, которые обсуждаются в рамках Минской группы.

Вместе с тем, думаю, есть предложения, желание сопредседателей предложить повестку, которая могла бы сдвинуть переговорный процесс с «мертвой точки».

Интервью было взято накануне встречи глав МИД Азербайджана и Армении

- Сегодня должны пройти переговоры глав МИД Азербайджана и Армении. Как вы думаете, какого результата можно от них ожидать с учетом серии грубых провокаций армянской стороны на линии фронта?

- Действительно, эта встреча будет проходить в очень сложной военно-политической обстановке. В то время, как министры встречаются в Вашингтоне, в оккупированном Нагорном Карабахе проходят широкомасштабные военные учения с 10-тысячным личным составом, значительным количеством боевой техники. К тому же, учения проходят в непосредственной близости от линии фронта.

Этот факт можно расценивать как давление на переговорный процесс в целом и по большому счету, это – месседж Минской группе ОБСЕ,  Азербайджану о том, что армянская сторона не готовится ни к каким уступкам. Она готовится к войне.

В этом смысле,  у азербайджанской стороны сегодня, с точки зрения переговорных позиций, есть преимущества. Указывая на проведение военных учений на оккупированных территориях во время переговоров, она может говорить, что армянская сторона не настроена на реализацию продуктивной линии переговорного процесса.

С другой стороны, азербайджанская сторона вправе поднять и другие вопросы. Так, на последней встрече главы МИД договорились о реализации гуманитарных мер, в том числе посещении родными заложников, пленных, которые есть с обеих сторон. Азербайджанская сторона никогда не выступала против этой линии, наоборот, поддерживала. Более того, Азербайджан выступает за обмен пленными по принципу «всех на всех».

Но даже на этот, казалось бы, малополитизированный вопрос, с армянской стороны нет четкого ответа. Вроде в рамках переговоров они согласились с этими мерами, но почему-то до сих пор  мы не видим их реализации. То есть, если даже такие вопросы остаются на бумаге, то, что говорить о более серьезных?

Азербайджанская сторона вправе поставить на вид Минской группе эту ситуацию и, естественно, рассчитывать на ее более принципиальную позицию. Потому что каждый раз, когда стороны приходят к каким-то договоренностям, они не выполняются именно по причине торпедирования со стороны Армении. Какой смысл тогда вести переговоры?

- Если всеми своими действиями – саботажем, провокациями, армяне нарываются на войну, то на что, в таком случае, они рассчитывают?

- Я думаю, они рассчитывают на «управляемую военную кампанию». Потому что считают, что их провокации приведут к вспышке насилия, которую они потом могут использовать в свою пользу. Они понимают, что вспышка насилия сегодня невыгодна всем, и поэтому политические акторы будут добиваться того, чтобы она быстро погасла. Но сам факт этой вспышки помогает армянским властям усилить пропаганду внутри страны, выступать с «громкими заявлениями», укреплять свои внутриполитические позиции. То есть, по большому счету, они пытаются «заигрывать с войной». И этой линии армяне придерживаются на протяжении многих лет.

Они не понимают, что азербайджанская сторона имеет возможность ответить, и каждый раз отвечает в значительно большем объеме, чем они предполагали, причиняя им максимальный урон в военной технике и живой силе. Я думаю, что вот такое неадекватное представление об ответном ударе и заигрывание с огнем может в конечном итоге очень дорого обойтись армянской стороне.

Один раз – в апреле 2016 года - мы им показали, что такие игры для Армении ничего положительного не несут. Но, видно, нынешнее армянское политическое руководство не хочет учиться на этих уроках, и провоцирует возникновение еще одной взрывоопасной ситуации.

Думаю, для того чтобы как-то осадить их, нужны усилия Минской группы. С другой стороны, мы понимаем, что армянская сторона хочет нас спровоцировать на ответный удар ради достижения своих целей.  Мы на такие провокации, по большому счету, не поддаемся, поскольку не выполняем программу армянской военной машины, армянских политиков. Они хотят, чтобы наш ответный удар служил их внутриполитическим или внешнеполитическим целям. Но у нас – своя программа.

Азербайджан демонстрирует выдержку. Но в случае, если для него возникнет угроза более серьезного характера, то естественно, он оставляем за собой право ответного удара.

Если обратить внимание на последние военные учения, проведенные Азербайджаном, то можно увидеть, что они направлены на отработку контрударов. То есть, мы понимаем, что армянская сторона продолжит провоцировать нас своими ударами. И если эти провокации зайдут слишком далеко, тогда, конечно, Азербайджан имеет возможность ответить серьезным контрударом.

- Думаете, провокации будут продолжаться?

- Да, провокации будут продолжаться. Они на это нацелены, у них есть своя повестка и своя программа, то есть, сами для себя они понимают, для чего это нужно. Но нам участвовать в их кампании нет абсолютно никакого резона, и поэтому мы отстраняемся.

Кстати, последние заявления министра обороны Азербайджана показали, что наша армия готова к провокациям. Это свидетельствует о том, что мы знаем, что провокации будут продолжаться, и поэтому предпринимаем максимум усилий для того чтобы защитить личный состав и материальную часть от возможных агрессивных действий Армении. Поэтому сегодня отрабатываются вопросы сугубо оборонительного характера с тем, чтобы армянская сторона своими провокациями  не достигла желаемой цели.

- По-вашему, Азербайджан пока занимает выжидательную тактику.

- Да. Сегодня Азербайджану невыгодно включаться в военные провокации Армении, реагировать на них, быть частью этих провокаций. Нам их провокационные игры давно и хорошо знакомы, и мы не позволим втянуть себя  в них.

С другой стороны, считаю, что мы должны использовать эту ситуацию для того чтобы показать Минской группе, сопредседателям, что армянские провокации  могут перейти какую-то грань, и мы, конечно, не можем постоянно «сидеть и смотреть» на такие действия, а имеем полное право адекватно реагировать. 

И если такая реакция будет иметь место, то она будет хорошо подготовленной. Думаю, со стороны МИД будут осуществлены определенные действия предупредительного характера - МГ ОБСЕ, в целом, мировое сообщество должно быть проинформировано о ситуации. Потому что если такой ответный удар будет, то он не должен вызывать никаких сомнений в его обоснованности и истинном предназначении.

Ф.Багирова

Поделиться:
5118

Последние новости

Все новости

1news TV