«Третий путь»: балаболство Пашиняна выходит на новый уровень
Похоже, Никол Пашинян настолько вжился в образ известного гоголевского персонажа, что никак не может из него выбраться.
На днях армянский премьер дал интервью армянскому журналу Франции Nouvelle d'Arménie, в котором глубокомысленно заявил, что решение нагорно-карабахского конфликта, оказывается, «лежит не только в военной или дипломатической плоскости».
Третий путь, по его мнению, пролегает через консолидацию потенциала страны, достижение чего Пашинян видит в некоей «более широкой комбинации, в центре которой будет сильная и конкурентоспособная экономика, мощное общество и высокие технологии».
«У нас есть конфликт, и он не урегулирован. Если мы народ, который наделен стратегическим мышлением, а я в этом уверен, то мы не можем решить вопросы за короткое время, в течение нескольких дней», - сказал он.
Отведя себе роль создателя «реальных возможностей для соединения и развития национального потенциала», Пашинян подвел под свое интервью «ударную» красную черту: «Армяне должны показать такую сплоченность и мощь, чтобы любой возможный противник отказался от военных действий».
Что же, идея о «сильной и конкурентоспособной экономике» - конечно, радужная. Вопрос в том, как именно Пашинян будет добиваться ее воплощения в условиях изоляции и блокады со стороны Азербайджана и Турции – стран, с которыми у Армении самые протяженные границы и к которым она имеет территориальные претензии.
Еще вопрос: что Армения может предложить внешним рынкам при отсутствии устойчивого производства хотя бы в одной из сфер экономики? Не менее важная реальность состоит и в том, что все армянские стратегические объекты контролируются компаниями России, которая отнюдь не «пылает любовью» к «пламенному трибуну армянской революции», демонстрируя это при каждом удобном случае. В качестве очередного яркого примера такого отношения можно привести последнее письмо Владимира Путина второму президенту Армении и ярому врагу нынешнего армянского премьера - Роберту Кочаряну по случаю его 65-летия. Назвав Кочаряна большим другом России и подчеркнув его большую роль в укреплении армяно-российских союзнических отношений, президент Путин пожелал ему крепкого здоровья и стойкости. Как видно, более чем прозрачное содержание этого письма не оставляет места для сомнений в политических симпатиях Москвы.
Инвестиции из дальнего зарубежья сегодня Армении тоже особо не светят – с некоторых пор диаспора крайне настороженно относится к перспективам вложения капитала в заведомо убыточные проекты. Этому в том числе немало способствовал и громкий скандал вокруг разбазаривания средств всеармянского фонда «Айастан», куда стекались диаспорские деньги на развитие исторической родины, но которые, как оказалось, затем плавно перетекали в карманы армянской политической верхушки. Если же говорить о проектах социального характера, то их финансирование, в большинстве своем, осуществляется за счет армян из числа российских олигархов, которые теперь остерегаются расширять их, опасаясь недовольства кремлевских кругов. Идея о развитии в Армении высоких технологий - тоже из числа химеричных. Мировая IT-сфера до сих пор еще не говорила о более-менее значимом армянском ноу-хау.
Вот сегодняшние реалии Армении. Как при таком раскладе Пашинян рассчитывает возрождать армянскую экономику – большая загадка, наверное, и для него самого. Между тем, бендеровские заявления премьера о «молочных реках и кисельных берегах» очень хорошо иллюстрируют главную цель новых властей - отвлечь простых армян от пустых холодильников. Ведь наполнить их менее чем за год было одним из главных обещаний армянского горе-революционера, которое он так и не выполнил, что, впрочем, было вполне ожидаемо.
Так что, если армяне, по словам Пашиняна – это «народ, который наделен стратегическим мышлением», то давно уже пора понять, что возрождение Армении упирается исключительно в урегулирование нагорно-карабахского конфликта.
И как бы им ни хотелось бы верить в обратное, к нему ведут только два пути – дипломатический или военный. В интересах Армении - выбор первого, потому что в противном случае никакая «консолидация ее потенциала» не сможет отвернуть Азербайджан от альтернативного решения.
Ф.Багирова