«Кодекс чести по-армянски»: Почему Пашинян и его бывший соратник выливают друг на друга ушаты грязи
Похоже, драматичное противостояние между премьером Армении Николом Пашиняном и одной из ключевых фигур в его правительстве, экс-главой Службы национальной безопасности Артуром Ванецяном, набирая обороты, начинает превращаться в фарс.
Отставка последнего не только не принесла внутриполитического затишья, на которое, видимо и рассчитывал Пашинян, но напротив, со всей отчетливостью обнажила глубокий раскол в его команде. А «уличный премьер» и его бывший подопечный словно не замечают этого и, соперничая в остроумии, продолжают сводить личные счеты.
Все началось 16 сентября, когда Пашинян сообщил, что Ванецян покинул кресло главы СНБ. Вскоре после этого свою отставку подтвердил и сам опальный силовик, попутно обвинив бывшего шефа в «стихийности решений, огульности действий, отсутствии различий между первоочередным и второстепенным» и посоветовав ему «остановиться», ибо это, по его мнению, «не тот путь, который ведет к осуществлению целей».
Читайте по теме:
Ящик Пандоры: о том, почему Пашинян снял главу спецслужб
На этом дело не кончилось: Пашинян обиделся и обвинил Ванецяна в неуважении к вооруженным силам и к себе лично: «Господин Ванецян будучи де-юре директором СНБ, делает заявление, по сути, против своего верховного главнокомандующего, более неуважительного отношения к чести офицера быть не может? - Разве офицер поступил бы так? Знаете, что это? Это значит выбросить погоны в мусорную урну»
Ванецян в долгу не остался и тоже «блеснул изящным слогом», обвинив премьера в дилетантстве и нарушении договоренностей. «После моей отставки он продолжает посылать людей ко мне с просьбой помолчать некоторое время, пока ситуация не успокоится. Тем не менее, он в очередной раз нарушает договоренности и выступает с непонятными и популистскими заявлениями. - Представляете, что будет, если вдруг я заговорю, не думая о последствиях? Ладно, сколько можно вводить общество в заблуждение, обвиняя в предательстве всех тех, кто не с тобой?!»
«Мне жаль, что он зашел так далеко. Уверен, любой, кто внимательно читал мое заявление об отставке, понял, что я имел в виду. Время покажет, кто или что окажется в мусорной урне», - сказал Ванецян.
По его словам, люди, не обладающие военными знаниями и не знакомые с образом мышления военных, имеющие крайне поверхностные представления об их чувстве долга перед родиной, не могут знать о чести и достоинстве офицерских погон. «В мирное время, согласно Конституции Армении, премьер-министр не является верховным главнокомандующим», - сказал Ванецян.
На фото: Артур Ванецян
Здесь уместно отметить, что обвинения в дилетантстве, с которыми Ванецян выступает в адрес Пашиняна, вполне можно применить к нему самому, который, как выясняется, и сам далек от «образа мышления военных». В противном случае, хотя и бывший, но все же силовик знал бы, что время в Армении - пока еще не мирное – она находится в состоянии развязанной с Азербайджаном войны.
Что касается ситуации в целом, то это - логическое развитие подковровой борьбы внутри пашиняновской, теперь уже не монолитной, чем в свое время кичился премьер, команды. Команды, раскол в которой углублялся с каждым сотрясающим страну «громким делом» - это и противостояние с Кочаряном, и «вопрос Хачатурова», и сенсационная «прослушка», и «судебный» скандал, и «амулсарская проблема», и попытка срыва «Дня Москвы» в Ереване с угрозами армянских радикалов «посадить Путина в тюрьму»…
Не исключено, что в какой-то из этих моментов и разошлись дороги Ванецяна и Пашиняна, и бывший глава СНБ решил «пойти своим путем», причем возможно прямо в политику. Об этом свидетельствует как «громкий» характер отставки Ванецяна, так и содержание его обвинений в адрес премьера – человек военный выразился бы несколько по-иному, а вот политик…
И еще один любопытный нюанс: в армянском экспертном сообществе отставку Артура Ванецяна всерьез связывали с интригами «соросовской ветви» власти (некоторые члены команды Пашиняна связаны с организациями, финансируемыми фондом Сороса), манипулировавшей на том, что он и некоторые другие силовики являются серьезной угрозой «революционной власти». Можно предположить, что Пашинян им поверил и, «позволив себя уговорить», отправил Ванецяна в отставку. В этом плане привлекает внимание и факт того, что находясь с визитом в Лос-Анджелесе, Пашинян заявил журналистам, что в январе этого года, перед Давосским форумом, с ним хотел встретиться Джордж Сорос. «Но, честно говоря, мой рабочий график был очень насыщен, и удовлетворить его просьбу о проведении встречи никак не удалось», - сказал он. Может ли это заявление означать желание Пашиняна как-то завуалировать свои уступки «соросовской ветви» власти, чтобы не обидеть другую ветвь – уже другой вопрос.
По имеющемуся же факту, раскол в армянском политическом истеблишменте, приняв необратимый характер, углубляется все больше. Иначе как объяснить то, что один из наиболее приближенных и доверенных лиц Пашиняна теперь бросает ему в лицо громкие обвинения, почти оскорбления. Все это, как говорится, их внутренние проблемы, важнее то, что Ванецян совершенно точно подметил некоторые черты характера армянского премьера, вменив ему в вину дилетантство, бесчестность и популизм.
И вот с этим человеком Азербайджану приходится вести переговоры...
Ф.Багирова