Мираж Пашиняна. Какую «динамику» в карабахском урегулировании увидел армянский премьер?
Эти выходные глава армянского правительства Никол Пашинян решил посвятить «общению с народом», выступив, казалось бы, с «громкими», но на деле достаточно странными заявлениями.
Очередная «прямая связь» Пашиняна с гражданами посредством эфира в Facebook, с одной стороны, представляла попытку убедить всех в отсутствии каких-либо противоречий с руководством сепаратистского режима относительно решения карабахского конфликта и в смехотворности всех спекуляций по этому поводу. Но, видимо, поняв, что смешным выглядит именно отрицание очевидного, признал-таки, что «в рабочих вопросах могут быть разные подходы», и в его «обсуждениях» с лидером сепаратистов Бако Саакяном все-таки есть какой-никакой результат – «понимание того, что необходимо достичь качественного решения вопроса».
Так, плавно перейдя к теме карабахского урегулирования, речь Пашиняна начала принимать более любопытный оборот. «Говорилось, что наше правительство, лично я сдаю Карабах. Когда время продемонстрировало абсурдность этих слухов, в обращение ввели тезис о том, что поскольку я втянут в заговор против Карабаха, то вот, по всей вероятности, есть договоренность сдать Карабах путем войны, - сказал он. - Теперь проблема в том, что в оборот вводится третий тезис, который можно охарактеризовать так: поскольку правительство и лично премьер не соглашаются «сдать земли» или пойти на уступки, то это значит, что переговоры зашли в тупик, и вот людей стали пугать войной. Конкретно с этой целью принимаются бюджеты, ведется пропаганда и так далее», - сказал Пашинян, оговорившись, что это не означает, что в целом напряженности нет.
И тут, в качестве кульминации, Пашинян, как ему кажется, выступает с сенсационным заявлением: «Могу констатировать, что в переговорном процессе, как бы это ни казалось странным, есть довольно интересная динамика. Я оптимист и думаю, что эта динамика продолжится. Динамика будет развиваться».
В заключение армянский премьер повторил открытую им «формулу» карабахского урегулирования, состоящую в том, что решение конфликта «должно быть приемлемым для народов Армении, Карабаха и Азербайджана» и заверил, что основная его задача – «за столом переговоров найти решение, приемлемое для армянского народа», а если «этот вариант будет найден, то он будет представлен народу и вынесен на всеобщее обсуждение», возможно даже на референдум.
Надо отметить, что с самого начала прихода к власти «трибун армянской революции» своими противоречивыми и открыто провокационными заявлениями пытается замутить политический процесс. Сваливая все с больной головы на здоровую, он пытается преподнести дело так, как если бы процесс своими действиями затягивает азербайджанская сторона. На самом деле Пашинян просто подражает саргсяновской политике по удержанию статус-кво, привнося в нее нотку собственного показного популизма. Вот и сейчас армянский премьер говорит о какой-то, видимой только ему самому, «интересной динамике в переговорах». На самом деле если после смены власти в Армении и были определенные надежды на прорыв в переговорах по карабахскому урегулированию, то Пашинян своими неадекватными и взаимоисключающими высказываниями давно уже их развенчал.
Где и как он разглядел эту «динамику» сейчас, неизвестно, но интрига уже сложилась – стрелки переведены с внутриполитических дрязг на внешеполитическую, «всеармянскую», как говорит Пашинян, повестку. Тоже, как говорится, уметь надо.
О реальной динамике в переговорах по карабахском урегулированию можно будет судить лишь тогда, когда Ереван осознает простую истину, заключающуюся в том, что без освобождения оккупированных территорий Азербайджана никакого прорыва не будет и быть не может. В противном случае Пашиняну придется уже объяснять армянской общественности причины и последствия начатой Азербайджаном военной операции по деоккупации своих земель.
Ф.Багирова