«Я никогда в жизни не встречала азербайджанца» - Репортаж из Еревана - ФОТО
Вступление: возвращение на Родную землю…
На прошлой неделе в общественно-политической жизни Азербайджана и Армении – двух стран, около трех десятилетий разделенных линией фронта, проходящей по Нагорно-Карабахскому региону Азербайджанской Республики, произошло по сути беспрецедентное событие – группы журналистов двух республик совершили визиты в соседние государства.
Азербайджанские журналисты приехали в Ереван, откуда направились в Дилижан, и далее на родную землю – в Нагорный Карабах. В то же время армянские журналисты посетили Баку, Губу и Гянджу.
Прежде чем перейти к первой публикации нашего корреспондента Эльшана Рустамова по итогам визита, хотелось бы отметить, что не следует недооценивать значение подобных визитов.
Если в прошлом азербайджанские и армянские представители СМИ пересекались или встречались лишь на нейтральной земле, что, вне всяких сомнений, также способствовало лучшему пониманию реалий конфликта и причин, лежащих у его истоков, то подобные визиты за линию фронта позволяют увидеть ситуацию воочию.
Как живут «настоящие» армяне? Все ли действительно так, как принято показывать в СМИ? Каково отношение обычных представителей армянского общества к азербайджанцам? Как они отреагируют на представителя нашего государства, стоящего с ними лицом к лицу? Без оружия, не в социальной сети, а, скажем, в ресторане или просто – на одной из улиц Еревана?
Более того, особое значение имеет и возможность непосредственного контакта представителей нашего общества с представителями армянской общины Нагорного Карабаха. И визит трех наших коллег в родной Карабах в этом смысле приобретает особое, грандиозное значение.
Не менее важным можно считать и визит армянских коллег в Баку – красивый, современный, многонациональный мегаполис. Их встреча с азербайджанской общиной Нагорного Карабаха важна по тем же причинам – нам необходимо общаться напрямую. Иных путей для создания почвы для продвижения в вопросе урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта нет.
В этом вся сила т.н. «Track II diplomacy» (т.н. «народной» дипломатии второго уровня). Представители общественности могут сказать и услышать то, что дипломаты (в силу особенностей своей профессии) скрывают за таинственной немногословностью.
На протяжении нескольких последних лет мне, как главному редактору 1news.az и «Бакинского рабочего» доводилось встречаться с армянскими коллегами. Одна из таких встреч состоялась несколько лет назад в Москве по инициативе Полада Бюльбюль оглы и Армена Смбатяна, а также при посредничестве Михаила Швыдкого.
Тогда у меня сложилось четкое представление – армянское общество находится в плену у иллюзий, которые культивируются властями наряду с ненавистью ко всему азербайджанскому. При этом, при общении с коллегами из Нагорного Карабаха складывалось несколько иное впечатление – в их словах читалась усталость от конфликта и желание вернуться к нормальной жизни. Конечно, открыто признать этот факт они тогда были не готовы.
А какова ситуация сегодня? Осталась ли в армянском обществе та «спесь», с которой они говорили о конфликте? Готовы ли они жить еще два десятка лет при закрытых границах? Хотят ли они мира? И что думают обо всем это карабахские армяне? Не только (и не столько) журналисты. А обычные, обреченные на трудности жизни в прифронтовой зоне, люди…
Ответить на все эти, а, впрочем, и многие другие вопросы непросто… И именно для лучшего понимания друг друга, нам следует общаться. Хотя бы на уровне представителей СМИ.
Итак, читайте первую из заметок нашего корреспондента Эльшана Рустамова по итогам визита в Армению и родной Нагорный Карабах.
Рахман Гаджиев
Главный редактор 1news.az
* * *
«Я никогда в жизни не встречала азербайджанца»…
«Я никогда в жизни не встречала азербайджанца», - говорит улыбчивая женщина-гид среднего возраста в Ереване, рассказывая нам, журналистам из Баку, историю города, в котором полностью отсутствует какое-либо упоминание об азербайджанском наследии, наших предках, которые жили и творили на этих землях многие столетия.
Визит азербайджанских журналистов с 17 по 21 ноября в Армению и Нагорный Карабах можно считать одним из самых интересных и важных событий в моей жизни, как с точки зрения встречи с армянами, так и в смысле ознакомления с армянскими реалиями, ибо в последний раз визит на таком уровне был организован 18 лет назад.
Читайте по теме:
Азербайджанские журналисты, в том числе корреспондент 1news.az, посетили Нагорный Карабах – ФОТО
В то же время нужно нормально воспринимать визит в Азербайджан армянских журналистов. В том числе журналиста из Нагорного Карабаха – ведь нельзя запрещать представителям армянской общины нашей Родины посещение Баку. Но вернемся к нашему визиту в Армению и Нагорный Карабах. Справедливости ради надо отметить, что он был организован на высоком уровне.
В первую очередь, нам, азербайджанцам, в том числе и мне, было интересно увидеть расположенную в Ереване и построенную в 1766 году Гусейнали-ханом Каджаром Голубую мечеть и найти в ней хоть какое-то упоминание об истории моего народа. Этого, к сожалению, я там не обнаружил, хотя если армянская сторона действительно хочет достижения мира с Азербайджаном, то прежде всего должна преподносить своим гражданам реальную историю.
«Смотрящим» за мечетью оказался иранский армянин из Тегерана, который в совершенстве знал азербайджанский язык и, увидев нас, сильно удивился. По его словам, в мечеть обычно приходят иранские студенты, туристы. Здесь также работает гражданка Ирана, она преподает армянам фарси. Узнав, что мы прибыли из Баку, она обрадовалась, подошла к нам и подарила брошюру о Голубой мечети. Я положительно оценил этот ее поступок, свидетельствующий о религиозной солидарности с нами.
Пока мы находились на территории мечети, туда прибыл иранский дипломат, однако поговорить с ним не получилось, нас сразу же увели.
Армения – очень контрастная страна, где сильно ощущается разница между регионами и столицей, ибо пока ты едешь на машине в Ереван, можно увидеть старые, не благоустроенные «совковые» дома из туфа, где время словно остановилось в 80-х годах.
На протяжении всей магистральной дороги до самого Дилижана мы не увидели ни одного приличного ресторана или магазина. Возможно, они есть, но на нашем пути они не попадались, что нас очень сильно удивило. Кстати, по дороге мы стали очевидцами строительных работ, укладки асфальта и т.п.
Нам сказали, что за короткий период премьерства Никола Пашиняна в стране было отремонтировано намного больше магистральных дорог, чем за весь период президентства Сержа Саргсяна. Любопытно, что все, с кем мы общались, говорили, что в Армении очень сильно ненавидят и самого Саргсяна, и членов его семьи, и весь его род.
Мы доезжаем до Еревана... В центре города располагается Северный проспект, где можно увидеть новые строения. Ввиду того, что для облицовки домов используется один и тот же материал – туф, создается впечатление, что весь город одного цвета. Возводить здесь какие-либо строения, которые выходили бы за рамки общего проекта города, запрещается. Поскольку Ереван расположен на вершине горы, воздух там чистый и прохладный.
В Армении чувствуется некоторое преклонение перед диаспорой, в принципе это можно понять, так как все, что нам демонстрировали, было профинансировано именно ею. Например, в Дилижане нам показали международную школу-пансион для подростков 16-18 лет – UWC Dilijan, построенную несколько лет назад армянским меценатом Рубеном Варданяном.
Везде, где мы побывали – в различных учреждениях, ресторанах, можно увидеть фотографии французского шансонье армянского происхождения Шарля Азнавура и американского актера Джорджа Клуни.
С другой стороны, мы не видели, чтобы в столице или регионах реализовывались какие-либо масштабные инфраструктурные проекты, что свидетельствует об отсутствии у государства финансовых возможностей. Сейчас в Армении, если верить официальной информации, в основном упор делают на развитие IT-технологий, количество компаний, задействованных в этой сфере, превышает 850, а число программистов – 20 тысяч.
Шахматная школа, где нас довольно приветливо встретил шахматист Левон Аронян, запомнилась ремонтом советского периода, потрепанными коврами и старым телевизором, который я в последний раз видел где-то в 90-х годах.
В Ереване, кстати, до сих пор ходят троллейбусы.
При общении с людьми я не почувствовал негативного отношения, хотя порой и звучали ироничные реплики, которые они бросали как бы «ненароком». При этом надо понимать, что мы встречались не с простыми прохожими, а с теми, кто заранее был предупрежден о нашем визите и, возможно, подготовлен.
Одним из главных вопросов, который в Ереване нам задавали почти все, с кем мы встречались, был «на самом ли деле в Баку проживают 20-30 тысяч армян». У армян очень сильны стереотипы в отношении азербайджанцев, они никак не могут себе представить, что сегодня в столице Азербайджана возможно проживание такого числа армян.
Когда же мы у них спрашивали о количестве азербайджанцев в Армении, они толком не могли ответить на этот вопрос. Между тем, следует отметить, что большинство армян, которых мы встретили, имели то или иное отношение к Азербайджану. Были даже такие, кто знал азербайджанский язык, провел детство в Баку, чей дед жил в Гяндже или родственники проживали в приграничном селе.
Одно из моих главных открытий по итогам визита – это то, что они получают искаженную информацию об Азербайджане и у них полностью отсутствует доверие к нам. Но при этом были и такие армяне, которые вспоминали годы совместного мирного проживания с азербайджанцами без каких-либо проблем.
Кстати, оказалось, что главный редактор агентства «Медиамакс» Давид Алавердян обладает экстрасенсорными способностями. По-другому никак не могу объяснить его заявление в СМИ от имени азербайджанских журналистов о том, что мы якобы убедились в том, что «Нагорный Карабах не будет частью Азербайджана».
Но вернемся к нашему визиту и встречам, которые мы там проводили, и где нас спрашивали, есть ли «на кухне» какая-либо другая позиция касательно карабахского урегулирования. На этот счет не только мы, но и любой другой гражданин Азербайджана может утверждать, что никогда не согласится на создание второго армянского государства на азербайджанских землях.
Эльшан Рустамов
Продолжение следует…