Шелале Гасанова. Желающий постичь истину должен понять человека | 1news.az | Новости
Точка зрения

Шелале Гасанова. Желающий постичь истину должен понять человека

20:39 - 30 / 12 / 2019
Шелале Гасанова. Желающий постичь истину должен понять человека

Весь  2019 год, объявленный Распоряжением Президента Азербайджана Ильхама Алиева Годом Насими, был отмечен обаянием поэзии великого азербайджанского поэта-мыслителя.

Во многих странах мира прошли яркие мероприятия по чествованию памяти поэта, и в прямом смысле слова мировая общественность была восхищена гуманистическим величием и просветительским мужеством ВЕЛИКОГО АЗЕРБАЙДЖАНЦА НАСИМИ.

В 48 лет Насими принял смерть мученика.  Сирийский город Халеб (в русской транскрипции Алеппо) - один   из самых древних  густонаселенных  городов мира, в котором с VI тысячелетия до нашей эры витали  духи пророков и святых - содрогнулся от лютовства, постигшего поэта по имени Сеид Имадеддин Насими. С него, живого, содрали кожу и неделю держали замученное тело на площади на  обозрение народу. Затем отрубили голову, конечности и разослали их врагам.  В назидание!  Он принял мученическую смерть за то, что воспевал человека как  центр мироздания, как его венец.

Эта беспощадная казнь напоминала распятие Христа. Христос был Богочеловеком, который открыл людям то, что дух Божий живет в каждом из нас. Насими утверждал  культ человека, достойного обожествления. Как и великий Мессия. Обратите внимание: в оригинале всемирно известного стихотворения «В меня вместятся оба мира» есть строчки «Mən həmdəmi Məsihəm» - в буквальном переводе  «Я поддерживаю Христа».  Насими  стал мучеником больших идей. Ему, как и Иисусу Христу, пророки предсказали казнь, и он тоже не был  сломлен духом и оставался  до конца верным своим убеждениям. В древнем городе-крепости Баку он встретил своего учителя - философа Наими, который сказал ему «Халеб», знаками указывая на опасность в Сирии. В Турции другой учитель дал ему лезвие и на символическом языке суфиев указал на неминуемую смерть.

 Но   идея - это единственный поток мыслей, который движет человеком и миром. Он знал, что Идея бессмертна, и поэтому по Великому Шелковому пути двинулся из Баку в Халеб, чтобы сеять в городе мировой величины свет истины о совершенстве человека.

Он нес в себе огонь, который черпал из энергетики Страны огней – Азербайджана. И из своего родного города Шамахи – столицы древнего Азербайджана – Ширванского государства, которое  славилось на Ближнем Востоке богатейшими культурными традициями - шагал по городам и странам, чтобы воодушевлять все человечество стихами о  земной радости и Боге в человеке. Эта бунтарская для средневекового Востока мысль по сути  зиждилась на любви и поклонении Богу, Высшему Создателю, который воплотил свои  качества в своем творении по имени Человек.

Правильно говорят, что можно сопротивляться вторжению армий, но невозможно сопротивляться вторжению идей. Посмотрите, уже через несколько лет после казни Насими  только на 9 его  газелей  было написано 226 подражаний - назире. И победной поступью продолжала жить в мире философия Насими о том, что  желающий постичь истину должен понять человека, его  стремление к красоте и добру!

Имя Насими означало легкий ветерок, и сам он был дуновением, воспламеняющим всепроникающую философскую мысль  о  Человеке с богоподобными качествами. Жизнь в понимании Насими - это эволюция, в процессе которой совершенство должно противостоять невежеству.

Великие идеи приходят, когда мир нуждается в них. И Восток XIV века нуждался в освобождении от пут теократии, от искаженных трактовок религии со стороны духовенства, которое пыталось поставить людей на услужение своим корыстным интересам, насаждая фанатизм, аскетизм и религиозные догмы. На этом социально-психологическом фоне бунтарски звучали такие строки: «О ты, что сокровищ искал средь камней и металлов,  Ценней человека сокровищ еще не бывало!»

Суть его  бунтарства направлена против социальной несправедливости.

Ведь жизнь и творчество поэта совпали с нашествием орды Тамерлана на Азербайджан. Тимуриды проповедовали ислам, но в то же время отличались жестоким отношением к местному населению. Это привело к тому, что народ стал испытывать ненависть к владычеству тимуридов, а идейным выражением протеста масс стало движение «Хуруфи». Его представители смело разоблачали догматы служителей религии  и при этом почитали Коран как чудесный образ Аллаха, явленный пророку.

Следуя  учению хуруфитов, Насими убеждал, что Бог живет в душе человека, проявляет себя в его деяниях. И тот, кто хочет постичь истину, должен стремиться понять человека, его побуждения и стремление к красоте и добру. Тем самым он глубже раскрывал смысл и значение мира,  созданного Всевышним. Поэтому абсолютно неверно мнение, что он выступал против ислама. К тому же поэт носил титул «сеид», который указывал на происхождение его родословной от пророка Мухаммеда.

Вопреки догматам  он Вопреки господствующей религии он высоко ставит человека, способного любить и познавать красоту окружающего мира. Именно этими своими свойствами человек, по мнению поэта, выделяется среди остальных созданий природы, и потому он достоин восхищения и поклонения.

Возвышая человека, Насими также призывает каждого  понять свое назначение в этом мире. Гуманизм поэта связан именно с этим его пониманием высокого назначения человека, ощущением безграничности его возможностей

Главным устремлением он считал любовь как земное облагораживающее чувство, и этим он трактовал основную суть ислама, которая сводится к тому, что Бог создал человека в любви и для любви. В этом суть и христова учения о том, что Дух Божий – это любовь, и любовь живет в душе каждого человека.

В день казни растерявшиеся перед стойкостью и мужеством поэта богословы с иронией спросили умирающего Насими:

«Если ты Бог, то почему же ты бледнеешь по мере того, как теряешь кровь?»

«Я — солнце любви, которое взошло на горизонтах вечности. На закате солнце всегда бледнеет», — ответил поэт.

Насими стал первым поэтом в истории азербайджанской литературы, писавшим любовные лирические стихи (газели) на азербайджанском языке. Он создал первые шедевры азербайджанской поэзии, заложив основы азербайджанского литературного языка, что оказало большое влияние на последующее развитие литературы Азербайджана.

Именем Насими заканчивается средневековая история поэзия Азербайджана и начинается новый этап азербайджанской культуры, венцом которого явился великий поэт XVI века Мухаммед Физули.

Мир блеском, мишурой покрыт - обманчивы они.

Не станет время ждать тебя, оно уйдет вперед,

О прозорливый, в этот мир поглубже загляни.

К этому призыву великого гражданина мира – провозвестника гуманизма и прогресса Насими - мы прислушиваемся через 650 лет, постигаем себя во Вселенной и ищем Вселенную в себе.

Шелале Гасанова,

заслуженный журналист Азербайджана

Поделиться:
5288

Последние новости

Все новости

1news TV