Слова Пашиняна о Расулзаде - наглая ложь: отвечает историк Насиман Ягублу
Стремление армянского руководства оправдать героизацию приспешничества фашизму, одному из «видных» представителей которого стоит памятник в центре Еревана, наглядно показывает, насколько глубоко идеи нацизма проникли в государственную идеологию Армении.
Вместе с тем, премьер-министр Никол Пашинян, видимо, опасаясь роста международного осуждения этой разоблаченной президентом Азербайджана политики, теперь, искажая факты, своими «контробвинениями» пытается переложить все с больной головы на здоровую.
На днях Пашинян, преднамеренно фальсифицируя историю, обвинил в сотрудничестве с нацистами и героизации в Азербайджане одного из отцов-основателей Азербайджанской Демократической Республики Мамед Эмина Расулзаде.
«Азербайджанцы часто любят спекулировать на эту тему. Но хочу напомнить о человеке с фамилией Расулзаде, который был командующим отряда нацистской армии Третьего рейха и чей памятник сегодня установлен в Баку, а его именем названа улица в азербайджанской столице», - с таким искажением истории глава армянского правительства выступил на днях в фонде Фридриха Эбберта в Берлине.
Отвечая на такую неприкрытую ложь реальными историческими фактами, надо подчеркнуть, что Расулзаде (в отличие от того же Нжде и его соратника Дро) не то что не командовал никакими военными отрядами, но и вообще никогда не воевал и тем более, не сотрудничал с нацистами.
Правда, как и многие другие деятели национальных советских республик в эмиграции, Расулзаде встречался с немецкими дипломатами, но только для того чтобы ознакомиться с взглядами Германии на вопрос независимости Азербайджана, что составляло суть его политической доктрины.
Поняв же, что предложения немцев предполагают только смену одной диктатуры на другую, Расулзаде категорически отверг предложение о сотрудничестве и дистанцировался от Берлина, где и сам уже воспринимался как лицо, нежелательное для дальнейших контактов.
Что касается азербайджанского легиона в составе войск вермахта, то он действительно существовал - также как и армянский, грузинский, эстонский, латышский и т.д. Руководил им Абдурахман Фаталибейли (Або Дудангинский), служивший начальником 6-го отдела Ленинградского военного округа в звании майора. После начала войны, в 1941 году оказался в лагере для военнопленных. Предложение немцев командовать азербайджанским легионом Дудангинский принял по идейным соображениям - использовать любые возможности для достижения своей стратегической цели - независимом Азербайджане.
Первый азербайджанский батальон под названием «Аслан» действовал на кавказском фронте с сентября 1942 года. Параллельно с военными действиями шли переговоры с руководством немецкого вермахта о политическом будущем Азербайджана. В ноябре 1943 года в Берлине состоялся Азербайджанский национальный конгресс, на котором с программной речью выступил Абдурахман Фаталибейли (Дудангинский). По итогу конгресса правительству Германии были предъявлены требования депутатов - признание независимости Азербайджана и создание азербайджанской национально-освободительной армии. На конгрессе был избран Меджлис национального единения, который 17 марта 1945 года германское правительство признало временным правительством будущего независимого Азербайджана.
После окончания войны, Дудангинский оказался в плену у британских войск. После освобождения отправился в Мюнхен. В 1953 году стал одним из создателей и возглавил азербайджанскую редакцию «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», и одновременно работал редактором журнала «Азербайджан», который выходил в Мюнхене на русском и азербайджанском языках.
В ноябре 1954 года в одной из мюнхенских квартир было обнаружено тело некоего Микаила Исмайлова. В ходе следствия было выяснено, что труп принадлежит самому Дудангинскому, а Исмайлов – это агент КГБ, который был «заброшен» в Западную Германию для его устранения. Спустя некоторое время, Исмайлов был найден повешенным в своем доме в Баку.
Стоит отметить, что Дудангинского и его сторонников в Азербайджане никогда не героизировали и не устанавливали им памятников в отличие от Нжде, концепция «цехакронизма» (превосходства армянской нации) которого схожа с нацизмом и расизмом, и сегодня является составной частью политики Армении.
Выразить свое мнение по этому вопросу мы попросили известного азербайджанского историка, профессора Насимана Ягублу.
«Начну с того, что своим заявлением Пашинян прежде всего продемонстрировал свою безграмотность, незнание и нежелание изучить тему, по которой пытается что-то говорить. В его высказываниях нет ни слова правды, все сказанное - надуманно и не находит отражения в фактах.
Мамед Эмин Расулзаде всю свою жизнь был верен своему лозунгу «İnsanlara hürriyət, millətlərə istiqlal» («Свободу людям, независимость народам»). И, будучи привержен этому принципу, во время Второй мировой войны сконцентрировал свою деятельность на освобождении, спасении соотечественников, попавших в фашистский плен», - отметил Насиман Ягублу.
Таким образом Расулзаде избавил от мучительной гибели не только азербайджанцев, но и многих представителей других национальностей, в том числе, евреев – этому есть конкретные исторические факты. «В то время до 70 тысяч азербайджанцев попали в плен, большинство пленных расстреливались без суда и следствия, подвергались пыткам. И для того чтобы их спасти, Расулзаде вел переговоры с отдельными представителями германского правительства».
«Приведу пример из новейшей истории: сегодня мы находимся в состоянии войны с Арменией и, в случае, если кто-то из наших попадает в плен к армянам, мы ведем с ними переговоры об их освобождении. Подобные переговоры Расулзаде - в частности, посредством созданного им Азербайджанского национального комитета - вел с немцами для того чтобы добиться освобождения попавших в плен соотечественников. Так что, это было не «сотрудничество», а деятельность, схожая с той, которую сегодня осуществляет тот же Красный Крест, другие гуманитарные организации», - подчеркнул историк.
Насиман Ягублу отметил, что в результате деятельности Расулзаде, тысячи наших соотечественников были освобождены из концлагерей и избавлены от гибели: «Он боролся за каждого человека. Многие из спасенных им людей впоследствии вернулись в Азербайджан, они жили здесь и с большим уважением и почтением вспоминали Мамед Эмина».
«А теперь посмотрите на Нжде – это же совершенно иной тип. Вся его жизнь и деятельность была «посвящена» террору и убийствам. Это было доказано неопровержимыми фактами на суде в 1945 году - Нжде был осужден и умер в тюрьме. И этому преступнику в Армении сегодня ставят памятники.
Видите, какое разительное отличие? Там где Расулзаде спасал людей, Нжде хладнокровно их убивал», - подчеркнул Насиман Ягублу.
Надо сказать, продолжил он, что в то время многие из находившихся в эмиграции национальных лидеров, борясь за спасение своих соотечественников, вели переговоры с германским правительством: «Например, Мустафа Чокай многое сделал для того чтобы спасти попавших в плен казахов. Есть много других подобных примеров».
«К тому же надо учесть, что Мамед Эмин Расулзаде в то время жил не в Германии, а в Румынии, в Бухаресте, и в Берлин ездил именно для того чтобы вести переговоры об освобождении соотечественников. Хочу отметить еще один важный момент: в 1943 году немецкому правительству очень не понравился призыв Расулзаде к азербайджанцам - не препятствовать борьбе других народов за свою свободу: румын, болгар, чехов и других. По этой причине, немецкое правительство запретило Расулзаде въезд в Германию, и он вернулся в Румынию, где оставался до конца войны», - сказал Насиман Ягублу.
Возвращаясь к заявлению Пашиняна о том, что Мамед Эмин Расулзаде якобы «командовал отрядом нацистской армии», историк подчеркнул, что Расулзаде был политическим лидером и никогда не воевал - в отличие от Гарегина Нжде, профессионального убийцы и террориста: «При этом Нжде был даже не советским, а американским гражданином. Он уехал из Америки и добровольно стал прислуживать нацистам, что было доказано на суде».
«Да, во время войны был и азербайджанский легион, но разве в Азербайджане сегодня героизируют его лидеров? И кстати, а вы не задавались вопросом, почему Пашинян, говоря об азербайджанском легионе, называет не его командующего - Дудангинского, а Мамед Эмина Расулзаде?
Я вам отвечу: потому что у армян не было политического лидера масштаба Расулзаде. Кто их герои? Сплошь убийцы и террористы. Любой, кого там возвеличивают, кому поклоняются - Шаумян, Микоян, Нжде, Дро, Мелконян. Тот же Нжде принимал активное участие в организации теракта, в результате которого в США был убит турецкий посол Мухтар бей.
Поэтому, по моему глубокому убеждению, все сегодняшние заявления Пашиняна – это олицетворение зависти и ревности к азербайджанскому народу», - резюмировал Насиман Ягублу.
1news.az