Тофиг Зульфугаров: Поставка российских вооружений в Армению – это больше пропаганда, чем серьезная военная поддержка | 1news.az | Новости
Точка зрения

Тофиг Зульфугаров: Поставка российских вооружений в Армению – это больше пропаганда, чем серьезная военная поддержка

17:00 - 18 / 08 / 2020
Тофиг Зульфугаров: Поставка российских вооружений в Армению – это больше пропаганда, чем серьезная военная поддержка

Сенсационные факты о поставках в Армению российского вооружения в то время как шли ожесточенные бои на Товузском направлении, вызвали большой резонанс в азербайджанском обществе.

Как сообщалось ранее, 2 рейса было выполнено в разгар боев - 17 июля, и по одному рейсу - 18, 20, 27, 29 июля, и 4 августа. Позднее стало известно, что 6 августа был совершен еще один полет.

Летели российские Ил-76 кружным маршрутом Ростов - Минводы -Актау - Туркменбаши - Новшер - Решт - Мегри – Ереван, преодолев за 3 часа 30 минут 2000 километров. Полет через Грузию мог бы сократить расстояние на 1500 километров, но Тбилиси, проявил в этом вопросе принципиальность, не дав разрешения на перелет российских военно-транспортных самолетов над своей территорией. Всего в Армению было поставлено 400 тонн военной техники, включая современные средства радиоэлектронной борьбы, основанные на новейших военно-электронных технологиях – «Красуха», «Автобаза», «Небо-М», репитеры и др.

О явных и скрытых причинах российских военных поставок в Армению именно в разгар Товузских боев мы побеседовали с экс-министром иностранных дел Азербайджана Тофигом Зульфугаровым.

-  Давайте взглянем на ситуацию несколько шире, я имею в виду то, что мы наблюдаем на протяжении многих лет. Происходит поочередное дистанцирование постсоветских государств от России. Это некая тенденция, которую мы наблюдаем на протяжении последних лет: страны Балтии, Украина, Грузия, Беларусь, в какой-то степени Азербайджан. Даже не в какой-то, а в самой определенной степени, потому что Азербайджан одним из первых добился расширенных экономических связей с бизнес-лидерами западного мира.

Два года назад наступила очередь Армении – определенными западными кругами к власти был приведен новый лидер страны, задачи которого, если излагать кратко, были всем ясны – это дистанцирование от России. Но процесс затянулся, какого-то серьезного дистанцирования не происходит. То есть, некие элементы дистанцирования на уровне пропаганды появляются, а на деле мы видим наличие определенной взаимосвязи между Россией и Арменией.

В чем смысл этого? Дело в том, что в армянском обществе сформулировалась некая идея о том, что Россия не является перспективным геополитическим партнером. То есть, она может быть выгодна на каком-то этапе, а цивилизационным лидером является Запад, и поэтому войти в его орбиту Армении необходимо, в том числе, с точки зрения того, чтобы обеспечить хоть какое-то развитие государства, потому что без западных инвестиций, без западных технологий будущее армянского государства достаточно туманно. И признаки кризисных явлений мы видим. Это, прежде всего, стремительная депопуляция населения - главный показатель того, что страна не кажется привлекательной для ее жителей.

И тут возникает основное противоречие. Дело в том, что Армения проводит политику оккупации и попытку аннексии оккупированных территорий, и главным резервом в проведении этой политики является Россия, которая обеспечивает ей военную поддержку. С другой стороны, как я уже сказал, армяне заинтересованы в получении западных технологий и инвестиций. И вот два этих противоположных вектора их политики – они, по сути дела, являются кризисными. Грубо говоря, усидеть на двух стульях не удавалось еще никому. Этой ситуацией недовольна Россия, этой политикой Армении, нерешительностью Пашиняна недоволен и Запад.

Один из примеров недовольства Запада мы видели в знаковой программе BBC HardTalk.

Вот такая разнонаправленная, разновекторная политика Армении сформулировалась на сегодняшний день, и она, конечно, рано или поздно, приведет к определенному взрыву.

Возвращаясь к нынешней ситуации, мы видим, что дистанцирование Армении от России все-таки происходит. И мы видим, что этот процесс внимательно отслеживается в Москве, слышим критические заявления в адрес Пашиняна, видим определенный холод и, как бы, отдаление России от Армении, и наоборот.

Товузские события. Многие спрашивают, почему они произошли? Выдвигается версия, будто была направленность против трубопроводов, и т.д. Но я, честно говоря, не вхожу в число тех, кто поддерживает эту версию, хотя бы потому что вооружение, которое имеется у двух противоборствующих сторон, двух государств – Азербайджана и Армении – позволяет им выводить из строя объект, находящийся на большом удалении от линии соприкосновения. И поэтому занятие какой-то высоты, которая будто бы создает угрозу для трубопроводов - мне это кажется немного натянутой темой. Основной задачей было как раз-таки, как мы уже с вами неоднократно говорили - спровоцировать возобновление военных действий, и на этом фоне подвергнуть некоему испытанию российско-армянские отношения.

Но в результате этих событий мы увидели, что Армения, в общем, не получила российской поддержки в том объеме, в котором желала, не получила и поддержки от стран ОДКБ. Все ограничилось некой пропагандистской кампанией. Почему именно пропагандистской? Потому что, то же самое мы наблюдали в 2016 году, когда после апрельских боев были утечки информации о том, что Россия будто поставила Армении ракетные установки «Искандер». Потом это по сути так и не проявилось, эта информация даже не подтвердилась.

И сейчас вот некая полупропагандистская, полувоенная акция – полеты в Армению российских самолетов. Мы, конечно, понимаем, что 400 тонн грузов для модернизации армянской армии недостаточно. Для этого нужны не только тонны грузов, но и миллиарды денег. А Россия не собирается модернизировать армянскую армию, хотя бы потому что если ее модернизировать и дать серьезное вооружение, то никакой необходимости в России у армян не будет. И в России это прекрасно понимают.

А демонстрационно-пропагандистские поставки вооружений – они, на мой взгляд, с одной стороны, направлены, на успокоение общественного мнения в Армении, а с другой – против общественного мнения в Азербайджане.

Если мы вспомним телефонный разговор господина Президента с Путиным, то увидим, что в нем было особо подчеркнуто, что эти полеты вызывают законную озабоченность общественности Азербайджана. Почему была упомянута именно общественность? Потому что, по сути дела, эти полеты, как очень правильно было отмечено, были направлены для формирования у общественности – в первую очередь, Азербайджана, а потом уже Армении –скажем, некоего стереотипа о том, что Россия – это защитница армян.

Почему было необходимо, чтобы это проявилось именно в пропагандистском, предназначенном для общественности, плане? Потому что после Товузских боев состоялось очень, на мой взгляд, важное политическое действие, когда тысячи людей без всякой организации совершили многокилометровый Марш солидарности с нашим государством, с армией, и против армянской агрессии.

Это был очень серьезный сигнал, это было не только внутриполитическое событие, но одновременно и месседж, направленный международному сообществу о том, что терпение азербайджанского народа на пределе.

И как бы сбить эту волну патриотизма, готовности освобождать оккупированные территории – в этом и состоит задача указанных полетов.

Да, поставка вооружений, конечно, серьезный шаг, но мне кажется, что в нем все-таки больше пропаганды, чем значимых военных поставок на деле. И я думаю, мы должны понимать, что главная направленность здесь – на общественное мнение в Азербайджане, и поэтому не должны давать никакой возможности для того чтобы кто-то попытался возродить некий стереотип: «Россия – это защитница Армении».  Это уже не так.

В этом, прежде всего, заинтересованы проармянские круги в России. Но мы должны также понимать, что в России есть и круги, которые давно называют Армению чемоданом без ручки, и хотят избавиться от этого геополитического реликта прошлых веков, когда Россия как самодержавие, или как империя, расширялась. Вот этот политический реликт должен отпасть. Думаю, это не за горами, и в ближайшее время мы увидим очень серьезное дистанцирование России и Армении друг от друга.

Хотел бы отметить еще один момент: отказ Грузии разрешить пролет над своей территорией. Дело в том, что у них существует определенный закон (который, как мне кажется, каким-то образом связан с законом об оккупированных территориях), запрещающий российским военным грузам следовать через грузинскую территорию.

Поэтому российские поставки в Армению очень долгое время, еще с 90-х годов, осуществляются через Каспийское море в иранский порт Энзели и оттуда в Армению.

Если речь идет о военных грузах, то пролет над территорией другого государства сопровождается специальной декларацией - разрешением на пролет. Я думаю, для стран, над территорией которых осуществлялись полеты, была использована такая, скажем, уловка – декларация о том, что грузы якобы предназначены для российской военной базы в Гюмри. Поэтому в данном контексте страны, над которыми были осуществлены перелеты и к которым, думаю, мы обратимся за определенными разъяснениями, объяснят это тем, что в декларациях была указана база в Гюмри. Не исключаю, что именно так преподнесет ситуацию и российская сторона.

Но я, честно говоря, рад тому, как серьезно на произошедшее реагирует и общественность, и правительство Азербайджана. Думаю, это достаточно серьезный сигнал, который ставит точку на долгом периоде существования концепции «параллельного движения» в российско-азербайджанских отношениях. Она состояла в том, что армяно-азербайджанский конфликт представлял собой один трек, а другие сферы взаимосвязей – другой. Российские дипломаты всегда говорили о том, что эти два аспекта не должны быть связаны, делая упор на то, что экономические взаимодействие наших государств самоценно сами по себе.

Как видно, выдерживать эту параллельность не удается, и если Россия не прояснит свою позицию по данному вопросу, то я думаю, антироссийские настроения в Азербайджане будут сильно прогрессировать, и никто ничего не сможет с этим поделать. Это невозможно потому что люди начали различать, где черное, а где - белое.

Это очень важный момент, и я считаю, что мы должны ясно дать понять, что для нас параллельных треков быть не может, особенно в вопросах, касающихся территориальной целостности Азербайджана. Очень важно, чтобы в Москве осознали это укрепление общественного прессинга на ситуацию, то есть, услышали недовольство не только официальное, но и общественное.

Ф.Багирова

Поделиться:
6050

Последние новости

Все новости

1news TV