Армянская церковь — покровительница сепаратизма и экстремизма - ФОТО | 1news.az | Новости
Точка зрения

Армянская церковь — покровительница сепаратизма и экстремизма - ФОТО

10:09 - 22 / 10 / 2020
Армянская церковь — покровительница сепаратизма и экстремизма - ФОТО

1news.az продолжает публикацию серии статей «Армяне и Российская империя: история одного предательства». Сегодня их автор, доктор философии по истории, ученый секретарь Национального музея истории Азербайджана Фархад Джаббаров представляет вниманию читателей третий материал этой серии.

Пользуясь тем, что после смерти католикоса Кеворка в 1882 г. Эчмиадзинский престол некоторое время оставался вакантным, власти Российской империи форсировали решение школьного вопроса. 16 февраля 1884 г. император Александр III утвердил Правила об армяно-григорианских церковных училищах на Кавказе.

Согласно правилам, церковные училища, которые по своему курсу выходили за пределы начальной школы и имели более двух классов, изымались из ведения армянского духовенства и переходили под государственный надзор. В тех же школах, которые остались в ведении армянской церкви, обязательным становилось преподавание русской истории и географии.

Правила от 16 февраля 1884 г. расширяли контрольные функции правительственной власти. Так, Попечительство Кавказского учебного округа получало право наблюдать за преподаванием всех предметов, исключая Закон Божий, а также требовать удаления тех учителей, которые оказались несоответствующими своему званию.

Император Александр III

Несмотря на издание правил в феврале, вплоть до конца 1884 г. они нигде не были исполнены. Попечитель Кавказского учебного округа К.П.Яновский сообщал в Министерство народного просвещения, что церковно-приходские школы не принимают к руководству Правила от 16 февраля, т. к. до сих пор не последовало распоряжение от армянского духовного начальства. Эчмиадзин вновь взял курс на саботирование правительственного решения, будучи убеждён в том, что этот метод, как и раньше, принесёт свои плоды.

Однако на этот раз надеждам не удалось сбыться. Власти намерены были действовать решительно, о чём свидетельствует поручение, данное Александром III главноначальствующему гражданской части на Кавказе А.М.Дондукову-Корсакову в феврале 1885 г. Император поручил ему отправить телеграмму в Эчмиадзинский Синод о немедленном сообщении епархиальным начальникам предписания исполнить Правила от 16 февраля. А если в течение двух недель этого не последует, уведомить их о том, что все армянские церковно-приходские школы будут немедленно закрыты.

7 февраля 1885 г. телеграмма была отправлена. Она была рассмотрена на двух частных совещаниях, по результатам которых 21 февраля синод ответил телеграммой, что он не вправе обойти юрисдикцию эчмиадзинского патриарха-католикоса и потому распоряжение Правилами от 16 февраля 1884 г. оставляет на усмотрение правительства. А. М. Дондуков-Корсаков сообщал в Санкт-Петербург, что в связи с подобным ответом он поручил попечителю Кавказского учебного округа, а также губернаторам и начальникам областей края приступить к исполнению воли монарха, т.е. к закрытию церковно-приходских школ.

23 мая 1885 г. министр внутренних дел Д.А.Толстой представил императору обширный доклад о ходе закрытия армянских церковно-приходских школ. В докладе сообщалось, что главноначальствующим уже закрыто 169 школ. Процесс этот сопровождался упорным сопротивлением со стороны армян, которые вели агитацию, что якобы правительство вовсе намеревается запретить преподавание в школах на армянском языке, обратить армян в православие, не принимать их на службу и т.п. Д.А.Толстой уведомлял Александра III о том, что благоразумная часть армян готова была подчиниться правительственному распоряжению от 16 февраля, но «подстрекательства некоторых вожаков армянской национальной партии на Кавказе произвели более сильное впечатление на лиц, заведующих школами, и вызвало закрытие последних».

В такой напряженной обстановке в апреле 1885 г. состоялись выборы эчмиадзинского патриарха-католикоса. Им был избран архиепископ Макарий, который, судя по более поздним оценкам российских властей, был человеком двуличным и неразборчивым в средствах для достижения целей.

Возведённый на эчмиадзинский престол исключительно благодаря настоянию русского правительства Макарий, по замыслу властей, должен был содействовать интересам России и быть более «послушным». Новый католикос Макарий на первых порах демонстрировал свою лояльность. В частности, увидев решительный настрой правящих кругов империи идти по пути закрытия церковно-приходских школ в случае неисполнения монаршей воли, он решил уступить. 16 июля 1886 г. Макарий своим кондаком поручил епархиальным начальникам исполнить Правила от 16 февраля 1884 г. Он приступил к восстановлению деятельности закрытых училищ и выразил готовность применить к ним Правила 16 февраля. Однако тотчас же, по открытии школ, между Макарием и учебным округом возник целый ряд пререканий по вопросам образовательного ценза учителей, порядка их назначения и увольнения, допущения к преподаванию в школах армянской истории и географии и т. п.

Католикос Макарий

Уступки Макария сочетались с его тактикой выспрашивания ответных уступок от правительства. Он уверял русское правительство, что эти льготы укрепят его авторитет среди заграничных армян и возвысят значение эчмиадзинского престола. Правительство охотно давало льготы, однако домогательства Макария возрастали всё больше и больше. Именно из-за его решительной позиции Министерству народного просвещения пришлось отказаться от осуществления обязательного преподавания Закона Божьего на русском языке. В 1885 г. Макарий представил главноначальствующему проект изменений в правилах об армянских церковно-приходских школах в России. Изменения сводились к расширению прав духовенства в школьном вопросе, в обход ограничительным мерам российских властей. Рассмотрев его, правительство решило отклонить проект католикоса и признало необходимым ни в чём не изменять Правила 16 февраля.

Как видно, надежды на покладистость католикоса Макария не оправдались. Отношения между армянской церковью и российскими властями постепенно заходили в тупик, трения происходили всё чаще, принимая с каждым разом резкие обороты. Для представителей власти стало очевидным, что расчёт на лояльность Макария не оправдался.

Растущая непокорность католикоса, отражавшаяся на армянском населении империи, стала настораживать Санкт-Петербург. То, что настроения среди армян принимали всё более острый характер в связи с конфронтацией властей и церкви, отмечалось в официальных документах. В частности, в записке о кавказских армянах и их органах печати, составленной 7 мая 1884 г. начальником Главного управления по делам печати и отправленной в Департамент духовных дел иностранных исповеданий, отмечалось, что армянская пресса на Кавказе в основном обсуждает два вопроса: 1) эчмиадзинский престол и связанное с ним школьное дело и 2) политическое положение турецких армян, стремящихся к самостоятельности. Армянская пресса видела в обоих вопросах «главнейшую жизненную силу для национального существования армянского народа, причём для разрешения первого из этих вопросов она находит необходимой полную самостоятельность верховного патриарха-католикоса, а для решения второго вопроса – национальное самоуправление». В записке отмечалось, что армянская пресса способствует заметным брожениям в обществе.

12 февраля 1891 г. в Санкт-Петербурге под председательством министра внутренних дел П.Н.Дурново собралось Особое совещание по армянским делам. Обсудив ситуацию, совещание решило: 1) признать, что в распоряжении правительства нет способов и средств, чтобы обратить католикоса Макария в послушное орудие российских политических целей, следовательно, не следует стремиться путём уступок и послаблений склонять его в свою пользу; 2) на новых выборах католикоса придерживаться наблюдательной позиции, не давить на выборы, но удерживать за собой право не утверждать в сане католикоса лицо, заведомо враждебное России; 3) требовать точного исполнения правил 1884 г. относительно армянских церковно-приходских школ, в случае же нарушений сих правил предоставить попечителю Кавказского учебного округа входить с представлениями к главноначальствующему о закрытии таковых или их подчинении учебному ведомству; 4) настаивать на безусловном выполнении католикосом требований правительства; 5) предоставить главноначальствующему, а вне Кавказа – министру внутренних дел право заключать в монастыри или другие места заключения тех армяно-григорианских священников, которые уклоняются от исполнения требований правительства; 6) главноначальствующему дать право высылать с Кавказа духовных лиц армяно-григорианского вероисповедания, изобличённых в участии в политическом движении в Османской империи и коснувшемся пределов России.

Как видно, Особое совещание от 12 февраля 1891 г. ознаменовало поворот в официальной политике Российской империи по отношению к армяно-григорианской церкви. Причём, поворот был явно в сторону её ужесточения. Однако следует отметить, что в пунктах решения совещания заключалось серьёзное противоречие. В частности, признавая, с одной стороны, неспособность принудить католикоса следовать интересам внутренней и внешней политики России, с другой стороны, в решение включался пункт о том, чтобы требовать от католикоса выполнения требований правительства. Возникал резонный вопрос: как? Ведь весь опыт предыдущих лет показал, что никакие требования, излагаемые в устных и письменных обращениях, и даже законодательные установления никак не воздействовали на Эчмиадзин. Он их просто игнорировал или саботировал, демонстрируя тем самым беспомощность имперских властей. Так и сейчас Особое совещание не дало чёткого ответа на вопрос, как принудить армяно-григорианскую церковь действовать в рамках закона и интересов государства. Тем не менее, заключение совещания было утверждено императором 2 марта 1891 г. с резолюцией «Одобрить».

Армянские террористы в османской империи

Тем временем армяно-григорианская церковь в России начала позиционировать себя в качестве активного покровителя сепаратистской деятельности армян в Османской империи. Священнослужители принимали непосредственное участие в сепаратистской и террористической деятельности армянских партий на территории Османской империи, в организации финансирования этой деятельности, вооружении боевиков и отправке их на борьбу против османского правительства. Так, например, священник селения Камарлу Эриванского уезда Т.Вартанов собрал с жителей своего прихода большую сумму денег (4583 руб. только с селения Камарлу), на которые нанимал желающих отправиться в Турцию для пополнения рядов армян-боевиков. Другой священник, появившийся в то же время в Камарлу, собрал народ в церкви, привлек его к присяге в сохранении тайны «и затем объявил присутствующим, чтобы они ничего не жалели, продавали свое имущество и дали бы тем средства на восстание, так как пора освободиться им из-под вечного ига».

В Российском государственном историческом архиве сохранился «Свод имеющихся в делах Канцелярии Главноначальствующего гражданской частью на Кавказе указаний об участии армянского духовенства на Кавказе в инсуррекционном движении армян». В данном документе собраны факты, подтверждающие, что армянские священнослужители самого различного сана занимались, наряду со своими прямыми обязанностями, делами, совершенно не касающимися служения Богу. Это и сокрытие в церквях боевиков, бежавших от преследования в Османском государстве, и сбор священниками денег для армянского движения, и конспиративные встречи с ними эмиссаров инсуррекционного движения, хранение складов оружия в церквях и монастырях, вербовка сельских жителей для отправки их на территорию Анатолии. После предпринятых османских правительством мер по пресечению армянского террора и сепаратизма, духовенство на Кавказе развернуло широкую пропаганду среди своей паствы. По данным «Свода», в церквях произносились возбуждающие речи и воззвания, сильно действующие на толпу. Для ещё большего воздействия на прихожан духовенство даже стало нанимать особых плакальщиков из детей, которые, стоя впереди молящихся, во время панихиды громко плакали.

16 апреля 1891 г. эчмиадзинский патриарх-католикос Макарий умер. 5 мая следующего года его место занял Мкртыч, утвержденный 3 июня 1893 г. в своём сане императором Александром III. Именно во время пребывания на эчмиадзинском престоле Мкртыча конфронтация между армянской церковью и Российской империей достигла своей кульминации.

Продолжение следует…

Читайте по теме:

Армяне и Российская империя: история одного предательства

История одного предательства: Армяне и Российская империя

Поделиться:
4985

Последние новости

Все новости

1news TV