Турция раздражает Запад: американские санкции как попытка сократить региональное влияние Анкары – ФОТО – ВИДЕО
США в понедельник ввели против Турции санкции из-за покупки российских зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) С-400.
Штрафные меры наложены на турецкое Управление оборонной промышленности. Они включают в себя запрет на выдачу всех экспортных лицензий США и разрешений для Управления, а также заморозку активов и визовые ограничения для руководителя и еще трех представителей ведомства.
«Несмотря на наши предупреждения, Турция продолжила приобретение С-400 у России и их испытание», - заявил госсекретарь США Майк Помпео, добавив, что Вашингтон не потерпит крупных сделок с оборонным сектором РФ.
МИД Турции осудил решение Вашингтона, пообещав принять ответные шаги, которые повлияют на двусторонние отношения. Глава Управления оборонной промышленности Турции Исмаил Демир отметил, что Турция останется приверженной своей цели – «полностью независимой оборонной промышленности».
Глава МИД РФ Сергей Лавров, в свою очередь, раскритиковал американские санкции в отношении Анкары, назвав их очередным проявлением надменного отношения США к международному праву.
Отреагировал на решение США и Президент Азербайджана Ильхам Алиев, назвав односторонние санкции против Турции проявлением двойных стандартов и беззаконием. Глава государства уверен, что эти санкции не воспрепятствуют шагам, которые Турция предпринимает для повышения своей обороноспособности.
Россия и Турция заключили контракт на поставку С-400 в 2017 году. Первые компоненты зенитных ракетных систем поступили в республику в июле 2019 года. США еще тогда отреагировали на это решение с нескрываемым раздражением, потребовав от Турции отказаться от контракта.
Вашингтон опасается, что Москва может получить доступ к секретной информации о новых американских истребителях F-35, поскольку Анкара будет одновременно использовать и российские ЗРК, и американские самолеты.
В результате Вашингтон исключил Анкару из программы производства F-35A в июле прошлого года, сразу после того, как Турция приобрела С-400.
На фото: Зенитно-ракетные комплексы С-400, источник ТАСС
С-400 «Триумф» – зенитно-ракетные комплексы с максимальной дальностью до 400 км. Они мобильны и состоят, среди прочего, из пункта управления с локатором обнаружения и нескольких зенитных ракетных комплексов, у каждого из которых – до 12 пусковых установок. В последние годы их получает все больше воинских частей. Минобороны РФ называет С-400 одним из ключевых элементов ПВО.
Стоит отметить, что Турция – не первая страна НАТО, которая закупает системы противовоздушной обороны российского производства. На сегодняшний день ЗРК С-300 находятся на вооружении таких стран НАТО, как Греция, Болгария и Словакия.
В начале 2014 года СМИ сообщали, что ВС Греции испытали российские С-300 во время военных учений «Белый орел», которые прошли на базе НАТО на острове Крит в 2013 году. При этом никакой критики от стран НАТО не последовало.
Накануне объявления о введении новых ограничительных мер президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что недоволен действиями США. «От США, нашего союзника по НАТО, мы ожидаем поддержки в нашей войне с террористическими организациями [...], а не санкций», - заявил он.
О том, почему приобретение российских систем ПВО Турцией вызвало такую реакцию со стороны США, что стоит за решением ввода односторонних санкций, и как они скажутся на политике и экономике Турции, мы поговорили с известным политическим аналитиком Азербайджана Фархадом Мамедовым.
Решение о введении санкций принималось уходящей администрацией Трампа, а в турецко-американском взаимодействии многое будет зависеть от позиции новой администрации Байдена, отметил он.
«На сегодня есть определенные оптимистичные мнения, что в администрации Байдена роли Турции будет отведено важное значение. Несмотря на личностные выпады, президент Турции – договороспособный человек, и он сможет объяснить дипломатам администрации Байдена ту важность, которую представляет его страна для блока НАТО», - сказал политолог.
По его мнению, в действиях США все же должна присутствовать определенная логика – если нельзя покупать С-400 у России, так как это конкурент США, и, по мнению Америки, Турция должна была учитывать интересы США в этом отношении, то и США должны были учитывать интересы Турции, когда вооружали курдские группировки в Сирии.
«Думаю, что новая администрация Байдена будет более прагматичной. Возможно, политика США станет более идеологизированной, чем при Трампе, но американские дипломаты хорошо понимают значение Турции», - сказал он.
Основная причина, по которой Запад бурно реагирует на действия Анкары, - это ее независимая политика и расширение регионального влияния.
«Турция за последние десятилетия реализует политику не в фарватере Соединенных Штатов, а проводит свою независимую политику. В чем-то интересы Турции могут быть идентичны американским, а в чем-то могут быть полностью противоречащими. Но из-за этого Турция не меняет своей политики, и в этом суть», - сказал Фархад Мамедов.
Собственная политика Турции во многих регионах мира – и в Восточном Средиземноморье, и в Ливии, и в регионе Черноморского бассейна – вызывает также постоянные нарекания со стороны Евросоюза, который реализует политику сдерживания турецкого влияния.
«Турция в этом отношении более предсказуемая и более сильная сторона, нежели Европейский Союз», - сказал Фархад Мамедов, отметив среди наибольших противников Турции в ЕС Францию.
«В контексте населения, территории, армии, технологического развития, диверсификации экономики Турция – государство, которое находится на подъеме. Большую роль играет турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, который уверенно ведет страну вперед и входит в список наиболее влиятельных политиков мира», - добавил он.
На фото: президент Турции Р.Эрдоган и глава Управления оборонной промышленности И.Демир
Что касается пагубности воздействия американских санкций, то, по мнению политолога, любые ограничительные меры не могут быть положительным фактором развития. Однако в случае с Турцией большим плюсом является тот факт, что экономика страны максимально диверсифицирована.
«Страна не зависит от одной, двух или трех сфер деятельности, чтобы заморозка той или иной сферы привела бы к катастрофическим последствиям. Плюс Турция имеет и внутренний двигатель – целенаправленную политику урбанизации. Уже 75% населения страны живет в городах и лишь 25% - в сельской местности», - сказал Фархад Мамедов.
«Это - целенаправленная политика технологического развития, полномасштабная политика по превращению в межрегионального игрока. Турция играет важную роль и в Черноморском регионе, и на Балканах, и на Южном Кавказе, и на Ближнем Востоке, и в Северной Африке, понемногу расширяет присутствие и в Центральной Африке. То есть интересы страны обширные, и что самое главное – не безосновательные.
Есть сильная экономика и сильная армия, которые позволяют это развитие. Те, кто встанет поперек этого процесса и будет ограничивать его, даже в среднесрочной перспективе не достигнут результатов, поскольку это будет контрпродуктивно для них же самих», - резюмировал политолог.
Читайте по теме:
Турция пообещала ответить США на введенные из-за С-400 санкции
Елена Остапенко