«Монопольное право стрелять»: Пашинян берет на вооружение методы Кочаряна?
Расследование в Армении мартовских событий 2008 года, когда после президентских выборов были расстреляны протестующие против их результатов, вызвало большое одобрение в армянском обществе.
Следствие, в материалах которого фигурировали два бывших президента - Роберт Кочарян и Серж Саргсян, а также некоторые высокопоставленные представители военного руководства и депутаты парламента страны, значительно повысило рейтинг премьер-министра Никола Пашиняна как главного инициатора расследования.
Однако заявления, озвучиваемые сегодня в политических кругах Армении, демонстрируют, что и нынешние власти готовы применить методы Роберта Кочаряна, считающегося главным виновником кровавых мартовских событий в армянской столице, жертвами которых стали 10 человек.
Так, председатель постоянной комиссии парламента Армении по вопросам обороны и безопасности Андраник Кочарян, комментируя в интервью «Азатутюн» призывы оппозиции быть готовыми к мгновенному захвату власти путем восстания, заявил, что государство готово защищать своих граждан и государственные объекты. «Государство обладает монопольным правом стрелять», - сказал он.
В свое время Андраник Кочарян руководил независимой комиссией по сбору фактов, изучению событий 1 марта 2008 года. Политик, пока был оппозиционером, выступал против применения силы и оружия против несогласных, но сейчас, когда получил власть, заговорил о необходимости применения силы и оружия против оппозиции. Это еще один показатель того как быстро власть может менять людей.
Вот как прокомментировал сложившуюся в Армении ситуацию известный азербайджанский политический аналитик, глава Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде.
«Сегодняшними лидерами армянской оппозиции являются бандиты, которые в свое время участвовали в незаконных действиях и захватили власть незаконным путем. Это ни для кого не секрет. Тот же лидер оппозиции Вазген Манукян в свое время активно участвовал в сепаратистском движении в Нагорном Карабахе, выступал против основ конституционного строя тогда еще Советского Союза, за что был привлечен к уголовной ответственности.
Другие «лица» оппозиции - Кочарян, Саргсян, Оганян - участвовали и руководили незаконными бандформированиями, а затем узурпировали власть в Нагорном Карабахе. Впоследствии, путем манипуляций, Кочарян прибрал к рукам власть в Армении, взяв вместе с собой и тех, кто вместе с ним совершал преступления в Нагорном Карабахе.
То есть, речь идет о людях, для которых применение неконституционных действий является обыденным делом. Кстати говоря, именно во время правления Кочаряна, осенью 1999 года в Армении был расстрелян парламент. Именно его имя называлось в свете причастности к этому преступлению - власть, недовольная законно избранными руководителями парламента, расстреляла их.
Таким образом, мы видим, что эти люди, по большому счету - бандиты, и поэтому очень сложно ждать от них чего-то другого, кроме разбоя и преступлений. Сегодня они, поняв, что свергнуть Пашиняна с кресла премьера легальным путем не получается, принялись за старое привычное ремесло – разбойничьим путем захватить власть. Причем говорят они об этом прямо, без тени смущения.
Но власть тоже не отстает от оппозиции, давая понять, что и у нее «есть зубы», и что она готова противостоять оппозиционному давлению любыми возможными способами - не только конституционными, как можно понять из озвучиваемых заявлений.
В данной ситуации мы можем говорить о двух сторонах одной медали: в Армении какая власть, такая и оппозиция, и наоборот – какая оппозиция, такая и власть.
Не будем забывать, что нынешние руководители Армении и сами пришли к власти фактически путем насильственного свержения прежней – в свое время узурпировавшего власть «карабахского клана». Так что, в данном случае говорить о какой-то законности не приходится.
Сегодня в Армении наблюдается нечто вроде политико-правового нигилизма, который сопровождается соответствующими заявлениями. Фактически речь идет о «разборках» между властями и оппозицией, причем ни те, ни другие не гнушаются нечистоплотными методами: одни для того чтобы вернуть власть, другие – для того чтобы ее удержать.
На этом фоне несчастный народ Армении, фактически превратившийся в заложника такой политики, по мнению многих армянских экспертов, буквально сидит на «чемоданах» и ждет любой возможности для того чтобы уехать из страны.
Дело в том, что за эти годы люди сумели уяснить для себя, что какой бы расклад ни наблюдался, результат при таком подходе к его интересам может быть только один – бедственное социально-экономическое положение в условиях нескончаемых «разборок во власти». Вот такая печальная ситуация.
Хотя конечно, даже из такой ситуации есть выход. Он заключается в том, чтобы переориентироваться на реальные запросы общества, а не на мнимые и выдуманные реваншистские идеи, которые лелеет оппозиция, или на консервативные подходы к решению застарелых проблем, которые доминируют в нынешнем политическом руководстве Армении. Надо просто найти силу воли признать реалии, и действовать в соответствии с интересами народа, а не прикрываться ими для того чтобы захватить или удержать власть», - сказал Ильгар Велизаде.