Ильгар Велизаде о Зангезурском коридоре и армянском «выборочном невежестве»
Азербайджанский политолог, руководитель Клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде выразил отношение к провокационному заявлению пресс-секретаря премьер-министра Армении Мане Геворкян о том, что в договоренности по Карабаху «не входил вопрос какого-либо коридора, кроме Лачинского».
Отметим, что Геворкян пытается отрицать наличие в трехстороннем заявлении лидеров Азербайджана, России и Армении от 10 ноября пункта о Зангезурском коридоре, призванного связать основную часть Азербайджана, его западные районы, с Нахчыванской Автономной Республикой.
«Это не первый ляп пресс-секретаря премьер-министра Армении. В свое время Мане Геворкян отрицала возможность возвращения азербайджанских вынужденных переселенцев в Ханкенди, на другие территории нагорной части Карабаха, но впоследствии дезавуировала свое заявление. Так что, думаю, что и к ее последнему заявлению не следует относиться серьезно», - сказал Ильгар Велизаде.
На фото: пресс-секретарь премьер-министра Армении Мане Геворкян
«Вообще, армянская интерпретация деятельности рабочих групп, выполняющих конкретные задачи в рамках договоренностей, достигнутых 11 января, мягко выражаясь, вызывает удивление. В Иреване часто по-своему трактуют довольно четкие обязательства, которые ставятся перед ним международными документами. Вспомним четыре резолюции Совета Безопасности ООН, которые требовали незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских вооруженных сил с оккупированных территорий Азербайджана.
Однако армянские политические круги, когда речь заходила об этих документах, постоянно пыталась интерпретировать их по-своему и, таким образом, манипулировать общественным мнением. Такая же манипуляция происходит и сейчас, и это вместо того чтобы подготовить армянское общество к неизбежности создания Зангезурского коридора, объяснить, для чего он нужен - в том числе с точки зрения интересов Армении», - отметил Ильгар Велизаде.
Но политиканы опять увиливают, и в конечном итоге получится так, что армянское общество будет поставлено перед фактом реализации Зангезурского коридора: «А он, согласно 9-му пункту трехстороннего заявления, будет. Никаких сомнений в этом нет, и быть не должно».
Маршрут, предполагающий соединение западных районов Азербайджана – речь идет, прежде всего, о Зангиланском районе, с Нахчыванской Автономной Республикой, кроме как через территорию Зангезура (в армянском названии - Мегри), проходить не может, напомнил эксперт.
Читайте по теме:
Армения пытается саботировать Зангезурский коридор. Чем это для нее чревато?
«Есть еще другой, автомобильный маршрут, связывающий город Нахчыван с Лачином. Он проходит через северную часть Зангезура, выходит на Шахбуз, через Биченекский перевал (Biçənək aşırımı), и далее через территорию Армении выходит на Лачин. И если уж говорить о разблокировании всех коммуникаций, то и этот маршрут тоже должен заработать», - подчеркнул политолог.
Возвращаясь к Зангезурскому коридору, Ильгар Велизаде отметил, что речь идет о восстановлении как автомобильного, так и железнодорожного сообщения по данному маршруту, безопасность за которым будет обеспечивать погранслужба ФСБ России.
«Все это есть в трехстороннем заявлении, и я не знаю, насколько можно не разбираться в географии, либо иметь проблемы с русским языком, чтобы не суметь это понять. Возможно, кое-кому в Армении стоит пройти усиленный курс географии, если они не знают, где и какие маршруты проходили и в чем было их предназначение. Это, конечно, их проблема, которую я бы назвал выборочным невежеством», - сказал Ильгар Велизаде.
«Как Мане Геворкян может говорить о безопасности бесперебойных перевозок, пограничного, таможенного контроля, если она не желает понимать, что если не будет самих путей сообщения, то в обсуждении вопросов, вытекающих из разблокирования транспортных коммуникаций, нет смысла», - добавил он.
Говоря о разблокировании коммуникаций, Ильгар Велизаде напомнил об еще одной дороге – Газах-Иджеван с выходом на Раздан и далее в сторону Иревана: «Надо сказать, что при подписании трехстороннего заявления учитывалась вся транспортная, дорожная инфраструктура в регионе, функционировавшая до конфликта. Конечно, все эти вопросы будут обсуждены и по ним должны будут приняты соответствующие решения».
«Если подходить к вопросу концептуально, то теперь, когда конфликт остался в прошлом, нужно трансформировать ситуацию в постконфликтное качество и, конечно, говорить о разблокировании всех маршрутов.
Это касается и дорог, проложенных на территории нагорной части Карабаха: будет достроен участок дороги Агдам-Ханкенди, функционировать дорога Кяльбаджар-Агдере-Тертер, а также Агдам-Шуша-Лачин с последующим выходом на территорию Армении, и далее – в сторону Нахчывана. Все эти дороги должны функционировать и приносить очевидную пользу сторонам.
А выборочный подход типа «эта дорога правильная, а эта – неправильная» является очередным свидетельством того, что одна из сторон трехстороннего заявления по-прежнему пытается видеть в новых реалиях то, что ей хочется видеть, а не то, какие они есть на самом деле», - резюмировал Ильгар Велизаде.