Сергей Лавров в Иреване и в Баку: С чем приехал на Южный Кавказ российский министр?
Министр иностранных дел России Сергей Лавров в среду вечером прибыл с двухдневным визитом в столицу Армении, где в четверг уже состоялась его встреча с главой армянского МИД Арой Айвазяном, также предстоит встреча с и.о. премьер-министра Николом Пашиняном.
В начале следующей недели, 10-11 мая, глава российского МИД совершит визит в Баку. Детали пока не разглашались. Но, как отметили в пресс-службе МИД РФ, приоритетное внимание во время обоих визитов будет уделено практическим аспектам реализации трехсторонних заявлений лидеров России, Азербайджана и Армении по Карабаху от 10 ноября 2020 года и 11 января 2021 года.
Оба визита происходят на фоне непростой обстановки – с момента подписания трехстороннего заявления о прекращении боевых действий прошло полгода, однако некоторые пункты совместных договоренностей все еще остаются в воздухе.
В частности, актуальным является вопрос предоставления армянской стороной карт минных полей в Карабахе, но Армения продолжает хранить молчание по этой теме.
С какими идеями и предложениями приехал Лавров в Иреван и с чем прибудет вскоре в Баку? Сумеет ли российский министр как посредник согласовать между Азербайджаном и Арменией тот взаимный перечень претензий, которые не дают двигаться дальше в реализации трехсторонних договоренностей, в частности, в разблокировании транспортных коммуникаций в регионе?
Об этом мы поговорили с двумя известными политологами Азербайджана и России – Фархадом Мамедовым и Александром Караваевым.
По мнению Фархада Мамедова, поскольку Москва пока является единственным посредником между Баку и Иреваном, то у обеих сторон имеются свои ожидания от России и российского посредничества.
«У каждой из сторон свои приоритеты, но можно констатировать, что для Армении сегодня главным является вопрос освобождения тех армянских диверсантов, которые находятся в Азербайджане. У Армении нет конкретных списков, упоминаются от 60 до 300 человек. Непонятно, кого они имеют в виду», - сказал Фархад Мамедов.
«Азербайджан беспокоят иные вопросы. В первую очередь, это вопрос контроля над Лачинским коридором, а также нахождение остатков ВС Армении в зоне ответственности российских миротворцев и использование дорог в этой зоне. Плюс коммуникационные вопросы, которые были оговорены в заявлении от 11 января, и которые никак не найдут своего решения, хотя дедлайны, очерченные в заявлении, пройдены», - добавил он.
По словам Фархада Мамедова, вопрос возвращения задержанных в Азербайджане армянских диверсантов рассматривается именно в контексте Лачинского коридора, поскольку эти люди появились на территории Азербайджана уже после подписания трехстороннего заявления и проникли именно по Лачинскому коридору.
«Таким образом, сформировался большой клубок вопросов, на которые пока ответов нет. И если Россия является единственным посредником, она должна принимать активное участие в развязке этого клубка. Думаю, что визит Лаврова нацелен именно на это, поскольку без участия России реализовать эти ожидания практически невозможно. Поэтому визит российского министра в этом контексте очень важен», - сказал Фархад Мамедов.
Предвыборная программа в Армении, по его мнению, создает неблагоприятные условия для принятия принципиальных решений на данном этапе из-за неопределенности. Однако политолог не исключил, что посредничество России все же позволит продвинуться по определенным вопросам и наметить Дорожную карту реализации будущих шагов уже после формирования в Армении легитимной власти.
Российский политолог Александр Караваев, научный сотрудник Института экономики РАН, в свою очередь, считает, что перед Лавровым сегодня стоит непростая задача:
«Победа Азербайджана в войне 2020 года обрушила те переговорные позиции, которые стороны конфликта занимали все предыдущие 20 с лишним лет. Выстроились новые реалии - однозначно в пользу Азербайджана, и теперь Баку ведет разговор на других условиях», - сказал Александр Караваев.
«В таких новых реалиях Сергею Лаврову, конечно, работать стало намного сложнее, поскольку его задача теперь – поддержать ту позитивную динамику, которая имеется после прекращения боевых действий, и выстраивание всей новой конфигурации. Новому сложившемуся политико-экономическому диалогу нужно задавать нужный темп. Фактически его надо начинать с нуля, поскольку война окончена, мы перешли на новый уровень, но на нем пока еще ничего не сделано», - добавил он.
По мнению Караваева, на данном этапе крайне актуален вопрос выработки Дорожной карты по запуску транспортных коммуникаций на Южном Кавказе – железнодорожного коридора, автомобильных коммуникаций и т.д. Несмотря на то, что работа в рамках трехсторонней комиссии вице-премьеров идет, пока каких-либо четких предложений не получено.
На втором месте, по мнению политолога, перечень взаимных претензий азербайджанской и армянской сторон друг к другу.
«С азербайджанской стороны – это требование предоставить карты минных полей в Карабахе, с армянской стороны – требование вернуть людей, которые, по их данным, находятся в плену в Азербайджане. Лаврову придется выслушать эти позиции и сформулировать их так, чтобы между представителями Азербайджана и Армении мог иметь место какой-то предметный разговор», - сказал он.
Александр Караваев считает, что проблема минированных армянами территорий в Карабахе – проблема общая для Баку и Москвы, и потому необходимо выступить с единой позицией по этому вопросу – будь то на уровне МИД либо на уровне министерств обороны:
«Российским миротворцам, видимо, не удается добиться предоставления этих карт в текущем режиме. Тем временем в Карабахе уже гибнут и российские офицеры, занятые разминированием, и представители миротворцев», - отметил он.
Александр Караваев озвучил также версию некоторых российских военных экспертов касательно карт минных полей. Заключается она в том, что этих карт в электронном виде, возможно, и не существует, а те, которые имелись в бумажном виде, возможно, хранились в штабах сепаратистов в Карабахе и, соответственно, уничтожены в ходе войны… При этом какая-то их часть все же должна храниться в военных штабах самой Армении, уверен он.
«Не думаю, что этот вопрос полностью прояснится в ходе предстоящего визита Лаврова. Видимо, проблема сложнее, чем кажется», - сказал он.
Читайте по теме:
Лавров заявил о нормализации ситуации в Карабахе
Фархад Мамедов: Тонкости протокола визита Лаврова в Ереван - что ему предложат в Баку?!