Нигяр Арпадараи: Пашинян будет делать все, чтобы не подписать мирное соглашение
Автор: Депутат Милли Меджлиса Нигяр Арпадараи
Для того чтобы понять, почему армянское правительство ведет себя так, как ведет в вопросе заключения большого мирного соглашения с Азербайджаном, несмотря на военное поражение, необходимо учитывать армянскую политическую реальность последних десятилетий.
Армянская сторона всячески избегает нижеуказанной темы во внешней политике и дипломатии. Так же все последние годы вели себя и посредники Минской группы, и большинство других представителей международного сообщества, занимавшихся армяно-азербайджанским конфликтом, оправдывая это необходимостью поддерживать позитивный фон переговоров. К каким «результатам» привели три десятилетия посреднических усилий, пожалуй, повторять не надо.
Но нам, азербайджанцам, необходимо помнить, что территориальные претензии Армении к Азербайджану зафиксированы в Конституции Армении 1995 года, действующей и по сей день. Преамбула армянского Основного закона ссылается на «принципы и национальные цели, закрепленные в Декларации независимости». Если же прочесть Декларацию независимости Армении, то в ней содержится отсылка к решению Верховного Совета Армянской ССР от 1 декабря 1989 года «о воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха» в качестве основополагающего принципа.
То есть, армянский политический истеблишмент в свойственной ему заговорщической манере заложил в армянскую Конституцию территориальные претензии к Азербайджану. Но не прямым текстом, а через ссылку на Декларацию, которая, в свою очередь, ссылается на решение Верховного Совета.
Вас никогда не удивляло, что Армения не признала независимость «НКР»? Даже в самые жаркие дни военных действий, когда армянские руководители, не стесняясь, врали на весь мир и бомбили азербайджанские города баллистическими ракетами? Премьер Пашинян обзванивал всех политиков в своей телефонной книжке, умоляя признать «Арцах», но при этом не делал этого сам?
Потому, что наряду с целым рядом других причин такое признание, с точки зрения руководителя Армении, стало бы антиконституционным.
Ведь много лет армянская политическая система существовала в условиях, когда внутри армянского общества продавалась история о том, что «Арцах - это Армения, и точка», а снаружи велись переговоры, а с армянской точки зрения имитация переговоров, о некоем «статусе». И, если откровенно, посредники Минской группы это прекрасно понимали, хоть и делали хорошую мину при плохой игре. Армянская политическая культура в принципе построена на лжи. Как своему народу, так и внешнему миру.
Пашинян - не голубь мира. Он это продемонстрировал в дни войны, когда санкционировал запуск баллистических ракет против азербайджанских мирных городов. Когда лично провожал плохо экипированных, не готовых к войне нового поколения резервистов из Армении на азербайджанскую землю, превращая их тем самым в оккупантов. Провожал на верную смерть, при этом транслируя откровенную ложь про успехи армянского оружия и скорую победу.
Пашинян, придя к власти в 2018 году, не стал инициировать изменения в Конституцию, которые бы вернули Армению в рамки международного права. Ведь Конституция Армении противоречит обязательствам самой Армении в рамках ООН, ОБСЕ, СНГ и других международных организаций. Вместо этого он устроил нетрезвые танцы в Шуше.
И сегодня Пашинян делает все, и будет делать все, чтобы не подписать мирное соглашение. В частности, по причинам, указанным выше. А еще потому, что он политик, живущий исключительно сегодняшним днем. Он продемонстрировал чудеса политического выживания в период войны и после нее. Но какой ценой? Армения, потерпев военное поражение, продолжает стремительно слабеть и после завершения боевых действий. Армения как государство сегодня не способна принимать стратегические решения и отстаивать их, превратившись в классическое государство-карлик, существование которого зависит полностью от внешних игроков. Сегодня, продолжая популистскую риторику, Пашинян расплачивается за свое политическое выживание будущим своей страны. Он встал на этот путь и не может, или не хочет, с него сойти.
На этом фоне наш Президент, Победитель в освободительной Отечественной войне, войне против незаконной оккупации, Лидер, доказавший на деле важность стратегического мышления, терпеливого планирования и последовательности во внешней политике, продолжает собирать политические дивиденды для азербайджанского государства. Они продолжат слабеть, мы будем усиливаться. И это будет продолжаться до тех пор, пока Армения и ее руководители будут цепляться за прошлое, выдуманное либо реальное, во всех его формах.
Если международное сообщество, уважаемые страны, международные организации, парламентарии и другие стороны действительно хотят добиться устойчивого мира в нашем регионе, им необходимо в первую очередь обратить внимание на первоисточник конфликта. В данном случае им являются политическая система современного армянского государства, его конституционные основы. Ведь именно по этой причине все правительства Армении с момента обретения ею независимости - от интеллектуала Тер-Петросяна и бандита Кочаряна до популиста Пашиняна - проводники армянского экспансионизма, построенного на идеологии национального превосходства армян над другими народами. Эксплуатирующие крестоносную средневековую символику, подражающие эстетике Третьего рейха с его факельными шествиями и арийскими орлами на гербах.
Да, сегодня армянская версия нацизма - гадюка с вырванными клыками. Но если не решать проблему на корню, то проблема вернется. Ведь кроме факта 30-летней оккупации азербайджанских земель у армянского политического истеблишмента есть традиции ведения террористической деятельности на протяжении практически всего XX века. В Армении террористам до сих пор ставят памятники. Где гарантии, что, проиграв в войне, армянский реваншизм не примет вновь форму классического террора? Более того, это - очень реальный сценарий.
Вышесказанное - задача не долгие годы вперед. Она потребует полной трансформации армянской политической системы. Ревизии исторической и идеологической традиции и отказа от пагубной мифологии. А если в Армении не найдется лидер, который пойдет этим путем, тем хуже для нее самой.
Но начать надо бы с того, что армянская Конституция должна быть изменена и из нее необходимо убрать прямые и непрямые претензии на чужие земли. И требовать этого должны не мы, азербайджанцы, а то самое международное сообщество, которое так радеет за долгосрочный мир между Азербайджаном и Арменией.